Петербург. Народный дом императора Николая II.

Sep 24, 2018 18:07


С момента своего возникновения в 1901-м году и вплоть до наших дней заметную роль в культурной жизни  города играет комплекс зданий Народного дома императора Николая II. Судьба этого комплекса была весьма бурной, в своем развитии он прошел несколько этапов. Вот его фотография в один из моментов расцвета - в 1913-м году.


История первого здания Народного дома начинается за несколько лет до его возникновения и связана не с Петербургом. В 1896-м году в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка - самая широкомасштабная в дореволюционной России.


Многие ее павильоны возводились на основе металлического каркаса, и одним из них был павильон Художественного отдела:


Как и многие другие павильоны этой выставки, он строился по разработанному в 1895-м году проекту А. Н. Померанцева (непосредственно строительством павильонов руководил Э. Ф. Виррих).

план

боковой фасад


разрез
Металлический каркас для здания был выполнен на московском заводе Гужона.


Однако единственной частью здания, где эти металлоконструкции были выставлены на всеобщее обозрение был купол 40-метровой высоты. Остальные конструкции снаружи и изнутри были "замаскированы" стенами из дерева и гипса в духе итальянского ренессанса.


В 1894-м году, в связи с введением "питейной монополии", министр финансов С. Ю. Витте выдвинул идею создания Попечительств о народной трезвости. Эти организации строили народные дома, обеспечивавшие "культурный досуг" низших слоев России. Попечительства курировались Министерством финансов (позднее, в 1907-м году даже развернулась кампания против двусмысленной роли Минфина, который выступал "в качестве продавца питей и одновременно в качестве сохранителя народа от злоупотребления спиртными напитками"), получая от него субсидии на строительство, также в помощь провинциальным строителям составлялись примерные проекты (так, в 1899-м году серию схематичных планов составил гражданский инженер В. Н. Пясецкий).
Санкт-Петербургское городское попечительство о народной трезвости было образовано в январе 1898 года. Председателем его стал принц А. П. Ольденбургский, активно занимавшийся благотворительностью не только в области культуры, но и в области медицины и медицинской науки (так именно он был инициатором создания и главным попечителем Института экспериментальной медицины). Городская управа выделила Попечительству участки земли в Петровском, Екатерингофском и других городских садах и парках. Уже весной 1898 года открылся народный театр Попечительства в Таврическом саду, в 1899-м году - театр на Глухоозерской (Мельничной) улице, перестроенный из производственного корпуса.
Для размещения "центрального  учреждения" попечительства в январе 1898 года был выбран участок в средней части Александровского парка. Правда Витте не поддержал этот выбор, а Городская дума и вовсе сочла неуместным соседство народных развлечений с Петропавловской крепостью, где находится императорская усыпальница, но принц Ольденбургский пользуясь связями при дворе смог продавить это решение. Для удешевления строительств Попечительство ходатайствовало перед Министерством финансов о том, чтобы ему были переданы "оставшиеся без всякого применения здания Нижегородской выставки" и получило в свое распоряжение конструкции павильона Художественного отдела выставки.


Возведение Народного дома было поручено архитектору Г. И. Люцедарскому. Выбор этот объясняется личным знакомством с принцем Ольденбургским, поскольку сразу по окончании Академии художеств Люцедарский поступил на должность техника в уже упомянутый Институт экспериментальной медицины. В дальнейшем Люцедарский активно сотрудничал с принцем Ольденбургским во многих проектах, и благодаря покровительству принца получил звание Архитектора Высочайшего Двора в более молодом возрасте, чем многие архитекторы, работавшие непосредственно на царскую семью.


План здания практически целиком определялся имеющимися металлоконструкциями. Люцедарский лишь немного изменил его, загнув один из концов здания и перенеся на загнутый конец обе боковые полуротонды.


Внешний вид фасадов в целом был близок к изначально задуманному Померанцевым, но в него были внесены коррективы: в центральной трехарочной лоджии колонны остались только в простенках, арки боковых ризалитов были рассечены антаблементом и застеклены, а промежуточные аркады галереи стали рядами окон. Отсутствовало на фасадах и скульптурное убранство. Для защиты от наводнений (а также "для красоты наружного вида") здание подняли на полутораметровый цоколь.


Поскольку стены здания были "связаны общим железным каркасом, предоставилась возможность сделать их наименьшей толщины, какая только необходима для непромерзаемости". Для облегчения верхних частей стен использовался феллолит - кирпич из пробковой массы, импортированный из Гамбурга. Снаружи фасады были облицованы светло-желтым отделочным кирпичом (одним из любимых материалов Люцедарского),


с которым контрастировали приставные колонны из белого радомского песчаника.


Внутри здание радикально отличалось от своего предка, поскольку Люцедарский не стали прятать металлоконструкции. Напротив, оставленные открытыми, они стали главным средством, формирующим облик интерьеров здания. К уже существовавшим металлоконструкциям добавились новые - лестницы и балконы в духе нарождающегося стиля модерн.


Центральный объем здания занимали вестибюль, административная зона и фойе.

Фойе народного дома. разрез




В восточной части здания разместился театральный зал на 1500 сидячих мест и большое количество мест стоячих. Размещение сцены соответствовало боковому ризалиту здания, расширенному пристройкой с торцевой стороны. В прессе писали, что этот театр "будет если не самым красивым, то во всяком случае самым оригинальным театром в столице". Машинерией театра занимался главный машинист Императорских театров Н. А. Бергер, организовавший здесь новейшие театральные "спецэффекты", такие, как разноцветное освещение с регулировкой  силы того или иного цвета. Из недостатков театрального зала стоит отметить его вытянутую форму, не слишком удобную для зрителей.

Театр Народного дома. Разрез.



Пьеса "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" на сцене Народного дома
К нему примыкала столовая, занимавшая правый ризалит и пристроенное крыло. Она имела два уровня и могла одновременно вместить до полутора тысяч человек.


Полуротонды в летнее время служили продолжением обеденных залов или буфетом.


Народный дом оборудовали всеми новейшими техническими средствами: электрическим освещением (ток давала собственная электростанция), паровым отоплением низкого давления, усиленной вентиляцией. Особое внимание уделялось противопожарной безопасности. В здании стояли приборы контроля за температурой, электрическая сигнализация. Двери для эвакуации автоматически открывались при срабатывании электромагнитов, а сцена могла отделяться от зала занавесом из гофрированного железа и заливаться "искусственным дождем".
Строительство здания завершилось к концу 1900-го года. 12 декабря 1900-го года состоялась торжественная церемония освящения здания.
Хотя работа Народного дома Николая II была заточена в первую очередь не столько под  просвещение, сколько под развлечение масс. Тем не менее (а возможно именно благодаря этому), Народный дом пользовался большой популярностью. В выходные дни его посещало до 20 тысяч человек. Вход через турникет стоил 10 копеек (за эти деньги можно был доступен железный зал, фойе и сад с аттракционами). Пресса писала: "Во время антрактов публика широкой волной разливается по всему обширному зданию; залы настолько обширны, что толкотни особой незаметно. На куполе первой залы масляными красками написаны карты всех частей света, России особенно; около купола идет веранда и на ней всегда и собираются любители географии".
Использовался Народный дом и для различных общественных мероприятий. Так, на этом снимке запечатлен парадный обед "Потешных" (российский аналог скаутского движения), проходивший в рамках смотра в 1912-м году:


В годы революции Народный дом использовался для различных политических мероприятий. Так, с 3 по 24 июня 1917 года здесь проходил Первый всероссийский съезд крестьянских депутатов:


В советское время Народный дом продолжил свою работу, став в 1919-м году Государственным народным домом имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург (или, сокращенно, Госнардомом). В театральном зале работал Красный театр.
К сожалению, в 1932-м году в здании произошел пожар, полностью уничтоживший фойе и театральное крыло.


Железный зал, в котором с 1929-го года размещался кинотеатр "Великан", продолжал функционировать вплоть до Великой Отечественной войны. Вероятно, использовался он не только как кинотеатр. В фотоальбоме "Петроград-Ленинград. 1920-1930 годы" приводятся две фотографии С. Магазинера 1930-го года, озаглавленные "В зале завода "Вулкан" на процессе вредителей-контрреволюционеров", но облик интерьера явно схож с Железным залом с его характерными металлоконструкциями и балконом::




В блокаду кинозал был сильно поврежден, так что даже ставился вопрос о том, чтобы использовать его под склады и мастерские. Тем не менее, в 1957-1959 годах он был перестроен для размещения планетария по проекту архитектора Р. А. Брегман.


Внешний облик сохранившейся части здания несколько изменился.




Бывший боковой ризалит надстроили с изменением рисунка проемов, над ним появился купол обсерватории.


Арочные окна рассекли перемычками, парные окна верхнего этажа объединили в квадратные, а полукруглое окно в боковом ризалите стало прямоугольным.


Планетарий открылся 4 ноября 1959 года:


На тот момент это был лучший планетарий страны и третий по размеру после Московского и Сталинградского.

Продолжение следует...

P.S. В субботу, 29 сентября состоится экскурсия "По Рождественской части".
Экскурсия пройдет по территории Советских (в прошлом - Рождественских) улиц. Район этот обычно избегает внимания туристов, однако здесь есть весьма интересные образцы дореволюционной и советской архитектуры, связанные с именами архитекторов Ф. Ф. Лумберга, К. К. Шмидта, И. И. Яковлева, А. Л. Лишневского, Н. А. Троцкого, Д. П. Бурышкина, Г. А, Симонова, А. А. Оля и других видных архитекторов.
Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1097939.html

Люцедарский Г. И., Дореволюционная архитектура, Петербург, Советская архитектура, Брегман Р. А., История, Фотография, Померанцев А. Н.

Previous post Next post
Up