В свое время я уже делал пост, посвященный
апартаментам Елисеевых на Мойке. А сегодня, благодаря сообществу
spbblog, проекту
"Открытый город" и генеральному партнеру проекта "
Триколор ТВ", я посетил экскурсию, посвященную владениям семейства Елисеевых на Васильевском острове (в ее ходе которой мы также осмотрели сохранившиеся и восстановленные интерьеры одного из зданий). Здесь, на Биржевой линии им принадлежало сразу четыре дома (
об одном из них, №18, я тоже уже писал).
Первый из них - особняк Г. П. Елисеева (Биржевая линия, 12):
Он был построен в 1884-м году по проекту архитектора А. К. Бруни:
Вензель ГПЕ (Григорий Петрович Елисеев) на фасаде:
К самому особняку на том же участке примыкает здание бывших конюшен (на первом этаже находились лошади, выше - квартиры конюхов, в мансардном этаже - сеновал):
На здании висят мемориальные доски, посвященные ученым, работавшим здесь (в советские времена все три дома Елисеевых отдали Государственному оптическому институту)
Следующее здание - Доходный дом Елисеевых (Биржевая линия, 14):
Он был построен раньше своего соседа, в 1861-1862 годах по проекту Н. П. Гребенки.
Первый этаж занимал магазин Елисеевых, второй - апартаменты хозяина, на третьем этаже находилась контора фирмы, а четвертый был отдан под квартиры служащих.
Мемориальные доски в память об ученых висят и здесь:
Теперь заглянем внутрь. Эти интерьеры здесь появились только в 1893-1894 годах после перестройки здания по проекту Г. П. Барановского.
Вестибюль:
Стены украшены забавными драконами:
Парадная лестница:
Драконы есть и здесь:
Второй этаж - апартаменты хозяина:
Два зеркала напротив друг друга создают иллюзию длинного коридора:
Двери:
Заходим в приемную, оформленную в стиле неогрек:
Из окна приемной можно увидеть бывшие ворота конюшен во дворе (их замуровали, но дверные петли сохранились):
Направо дверь ведет в кабинет хозяина. Так он выглядел при Елисеевых:
А так выглядит сегодня:
Интерьер украшен резьбой и мозаичными вставками:
Камин украшает керамика:
Окна декорированы деревянными колоннами:
Вид на двор:
Свернув из приемной налево, мы попадаем в бальный зал:
Выдержанный в розовой гамме и с декором в виде многочисленных розочек, он более всего напоминает кремовый торт (на мой взгляд, по китчевости он занимает почетное второе место после
бального зала в усадьбе Рукавишниковых в Нижнем Новгороде).
Статуя Афродиты, рождающейся из пены:
Плафоны изображают муз и Диониса:
А эта дверь вела в будуар хозяйки дома:
Вот так он когда-то выглядел (судя по всему, бальный зал рядом с этим интерьером нервно курил в сторонке):
Последняя дверь, расположенная прямо напротив входа в приемную, вела в столовую:
Она также была украшена резьбой, майоликой и гипсовой лепниной (пожалуй, это самая симпатичная из всех комнат):
Метка фирмы-изготовителя на майоликовом панно (кому она принадлежала, увы, неизвестно):
И еще немного лестницы:
Напоследок, внутренний двор здания:
Следующее здание (Биржевая линия, 16) изначально имело только два этажа:
Это были склады, построенные еще в первой четверти XIX-го столетия в стиле классицизм.
Позднее, в 1868-1869 годах, архитектор Н. П. Гребенка значительно расширил их.
А в 1938-1939м году А. И. Гегелло (совместно с Б. С. Ребортовичем) надстроил здание еще двумя этажами для нужд ГОИ
Декоративные элементы, как и положено, отражают назначение здания:
Еще один складской корпус (сейчас он перестроен и больше похож на старые гостиные дворы:
А до революции арки были заложены:
Во дворе этого здания стоит еще одно, из красного кирпича:
Здесь когда-то была шоколадная фабрика Елисеевых.