У Елисеевых на Васильевском.

Aug 06, 2017 21:11

В свое время я уже делал пост, посвященный апартаментам Елисеевых на Мойке. А сегодня, благодаря сообществу spbblog, проекту "Открытый город" и генеральному партнеру проекта "Триколор ТВ", я посетил экскурсию, посвященную владениям семейства Елисеевых на Васильевском острове (в ее ходе которой мы также осмотрели сохранившиеся и восстановленные интерьеры одного из зданий). Здесь, на Биржевой линии им принадлежало сразу четыре дома ( об одном из них, №18, я тоже уже писал).
Первый из них - особняк Г. П. Елисеева (Биржевая линия, 12):


Он был построен в 1884-м году по проекту архитектора А. К. Бруни:


Вензель ГПЕ (Григорий Петрович Елисеев) на фасаде:








К самому особняку на том же участке примыкает здание бывших конюшен (на первом этаже находились лошади, выше - квартиры конюхов, в мансардном этаже - сеновал):


На здании висят мемориальные доски, посвященные ученым, работавшим здесь (в советские времена все три дома Елисеевых отдали Государственному оптическому институту)




Следующее здание - Доходный дом Елисеевых (Биржевая линия, 14):




Он был построен раньше своего соседа, в 1861-1862 годах по проекту Н. П. Гребенки.


Первый этаж занимал магазин Елисеевых, второй - апартаменты хозяина, на третьем этаже находилась контора фирмы, а четвертый был отдан под квартиры служащих.








Мемориальные доски в память об ученых висят и здесь:








Теперь заглянем внутрь. Эти интерьеры здесь появились только в 1893-1894 годах после перестройки здания по проекту Г. П. Барановского.
Вестибюль:






Стены украшены забавными драконами:


Парадная лестница:












Драконы есть и здесь:












Второй этаж - апартаменты хозяина:


Два зеркала напротив друг друга создают иллюзию длинного коридора:




Двери:






Заходим в приемную, оформленную в стиле неогрек:




















Из окна приемной можно увидеть бывшие ворота конюшен во дворе (их замуровали, но дверные петли сохранились):


Направо дверь ведет в кабинет хозяина. Так он выглядел при Елисеевых:


А так выглядит сегодня:


Интерьер украшен резьбой и мозаичными вставками:




















Камин украшает керамика:




Окна декорированы деревянными колоннами:




Вид на двор:


Свернув из приемной налево, мы попадаем в бальный зал:


Выдержанный в розовой гамме и с декором в виде многочисленных розочек, он более всего напоминает кремовый торт (на мой взгляд, по китчевости он занимает почетное второе место после бального зала в усадьбе Рукавишниковых в Нижнем Новгороде).












Статуя Афродиты, рождающейся из пены:




Плафоны изображают муз и Диониса:










А эта дверь вела в будуар хозяйки дома:


Вот так он когда-то выглядел (судя по всему, бальный зал рядом с этим интерьером нервно курил в сторонке):


Последняя дверь, расположенная прямо напротив входа в приемную, вела в столовую:




Она также была украшена резьбой, майоликой и гипсовой лепниной (пожалуй, это самая симпатичная из всех комнат):
















Метка фирмы-изготовителя на майоликовом панно (кому она принадлежала, увы, неизвестно):






И еще немного лестницы:








Напоследок, внутренний двор здания:


Следующее здание (Биржевая линия, 16) изначально имело только два этажа:


Это были склады, построенные еще в первой четверти XIX-го столетия в стиле классицизм.


Позднее, в 1868-1869 годах, архитектор Н. П. Гребенка значительно расширил их.




А в 1938-1939м году А. И. Гегелло (совместно с Б. С. Ребортовичем) надстроил здание еще двумя этажами для нужд ГОИ




Декоративные элементы, как и положено, отражают назначение здания:










Еще один складской корпус (сейчас он перестроен и больше похож на старые гостиные дворы:


А до революции арки были заложены:


Во дворе этого здания стоит еще одно, из красного кирпича:


Здесь когда-то была шоколадная фабрика Елисеевых.



Гегелло А. И., Дореволюционная архитектура, Петербург, Барановский Г. В., Советская архитектура, Бруни А. К., Гребенка Н. П.

Previous post Next post
Up