Общественная экспертиза «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 988»
http://www.rg.ru/2008/01/12/fonogramma-dok.html Беглый анализ данного документа дает мне основания предполагать, что Министерство культуры, которое предположительно готовило данный документ, крепко подставило г-на Зубкова.
Согласно статье 1242 ГК РФ основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса.
Указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами.
Данный порядок является ОСНОВНЫМ основанием осуществления организацией, осуществляющей управление правами на коллективной основе, своих правомочий.
Аккредитация является ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ основанием для РАСШИРЕНИЯ таких полномочий за счет неопределенного круга правообладателей, не передавших свои права по договору.
Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях
1. Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.
2. Сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (статья 1244).
Согласно статье 1244 ГК РФ п.6 осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326) может осуществляться организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса.
---------------------------------------
Таким образом, "Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях" (далее Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 988 противоречат действующему законодательству в части статьи 1244 Гражданского кодекса, а также налицо взаимное противоречие статей 1242 и 1326 со статьей 1244 Гражданского кодекса, а именно:
1) Пункт первый Правил определяет, что сбор вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограммы, осуществляется организациями по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Таким образом устанавливается монополия именно аккредитованной организации для сбора за всех правообладателей.
Между тем из статьи 1244 ГК РФ ясно следует, что сбор вознаграждения за публичное исполнение может осуществлять ЛЮБАЯ организация в интересах правообладателей, предоставивших ей полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 Гражданского Кодекса.
Более того ст. 1244 гласит, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 ст. 1244.
Пункт 4 статьи 1244 гласит, что правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами.
Однако ни ГК, ни Постановление Правительства не дают ответа, кто в таком случае будет собрать вознаграждение за публичное воспроизведение, поскольку и статья 1326 ГК РФ и Постановление №988 утверждают, что это действие может осуществлять только(!) аккредитованная организация (при этом противоречя ст. 1244 ГК РФ в части допустимости деятельности неаккредитованных организаций).
Таким образом пункт 1. Правил и ст. 1326 ГК РФ незаконно ущемляет права неаккредитованных организаций на осуществление своих правомочий, в нарушение статьи 1244 и статье 30 Конституции РФ:
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
2) Аналогичное противоречие содержится в пункте 4. Правил: "Выплата вознаграждения осуществляется плательщиками вознаграждения на основании договоров о выплате вознаграждения, заключаемых с аккредитованными организациями". Этот пункт также незаконно ущемляет права неаккредитованных организаций на осуществление своих правомочий.
3) Пункт 6. Правил устанавливает требование о выплате вознаграждения получателям именно аккредитованной организацией в сроки, предусмотренные уставом данной организации, но не реже 4 раз в год. Здесь опять же содержится неправомерное ограничение правомочий неаккредитованных организаций.
Также на наш взляд нечетко сформулированы сроки оплаты, т.к. согласно установленным требованиям организация вправе не выплачивать вознаграждение в течение всего года, осуществив выплату только в самом конце года четыремя траншами в четыре последних дня. Более разумным представляется требование выплаты не реже 1 раза в 3 месяца.
Также ущемлением прав правообладателя является уведомительный порядок принятия решения аккредитованной организацией о выплате вознаграждения не напрямую, а через другую организацию, действующую на основании договора с ним. В таком случае правообладатель понесет ущерб в виду неоправданного уменьшение своего вознаграждения на сумму, удержаную как аккредитованной организацией, так и другой организацией, на счет которой будет выплачено вознаграждение.