Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Ничего не поделаешь - приходится прибегнуть к столь избитому жанру - письму к Вам, ибо причиной того явились именно Вы, если верить учетной карте
законопроекта №300704-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"», где в качестве субъекта права законодательной инициативы значится Президент Российской Федерации.
Несмотря на то, что я не сомневаюсь в том, что Ваше имя было просто использовано "Ростехрегулированием" для своих меркантильных целей, тем не менее исправить эту ситуацию врядли возможно кому-либо кроме Вас, поскольку не далее, как завтра, 22 декабря, Совет Думы примет решение рекомендовать этот законопроект к принятию, а послезавтра, 23 декабря - проголосует его во втором и третьем чтении сразу большинством голосов.
К великому сожалению этот законопроект явился очередным примером демонстративного использования Думы, не как места для дискуссий, ибо после его внесения 16.12.2009 в 11:08 и принятия в первом чтении 18.12.2009 на поправки ко второму чтению было отведено всего 3 дня.
И вот завтра, 22.12.2009, рекомендованный сегодня вечером в авральном режиме (после окончания рабочего дня) ответственным Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству к представлению в Совет Государственной Думы для принятия во втором чтении и в целом этот законопроект не позднее 23.12.2009 украсит наше российское законодательство очередной нормой, противоречащей действующим нормам Конституции и любимого Вами Гражданского Кодекса, в угоду ведомственным интересам "Ростехрегулирования".
По сути от Вашего лица законодателю предложено согласиться с тем, что ограничения доступа к информации в виде документов в области стандартизации (т.е. к нормативным правовым актам государственной власти) у нас устанавливаются не федеральным законом и Конституцией, а лицензионными договорами с иностранными правообладателями.
Вот текст отзыва на статью 14-ю Вашего законопроекта:
Отзыв на законопроект № 300704-5
«О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
(в части расширения возможностей использования международных документов в области технического регулирования и предоставления полномочий по принятию технических регламентов федеральному органу исполнительной власти)
Статьей 14 проекта предусматривается ограничение доступа к информации из документов в области стандартизации, если лицензионными договорами с иностранными правообладателями, а также международными соглашениями и иными нормами международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость предоставления открытого доступа.
Данная норма противоречит действующему законодательству Российской Федерации и должна быть исключена из проекта.
В соответствии со статьей 1231 Гражданского Кодекса РФ действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом. При этом содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются Гражданским Кодексом независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Действующим международным соглашением Российской Федерации в области охраны текстов литературных произведений, к которым относятся, в том числе любые документы, является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.
В соответствии с п.4 статьи 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений присоединившиеся к ней страны (включая Российскую Федерацию) могут определять охрану официальным текстам административного и юридического характера, к которым относятся технические регламенты и стандарты.
Однако иное предусмотрено тем же Гражданским Кодексом РФ, в соответствии со статьей 1259 которого официальные документы государственных органов, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы не являются объектами авторских прав, и, следовательно, не могут быть предметом лицензионных договоров с иностранными правообладателями.
Также это подтверждается сверхимперативной нормой п.3 статьи 2 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, таким объектам, как документы в области стандартизации, не может предоставляться охрана в соответствии с действующим законодательством РФ об интеллектуальных правах, закрепленных в 4-й части Гражданского Кодекса.
Таким образом, предоставление охраны имущественным интересам третьих лиц в рамках гражданского права в отношении документов в области стандартизации, подразумевающих подчинение одной стороны (хозяйствующего субъекта) требованиям регулятора (Ростехрегулирования), недопустимо.
Данная позиция законодателя полностью соответствует публичным интересам общества, закрепленным в статье 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Аналогичные положения содержатся в федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», согласно п.3 статьи 8 которого организация имеет право на получение от государственных органов информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. А пункт 4 статьи 8 говорит о недопустимости ограничения доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.
Действующее Постановление Правительства РФ № 594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» обязывает Ростехрегулирование размещать на своем официальном сайте все государственные стандарты качества производимой и реализуемой на территории России продукции.
Данная позиция подтверждается также и судебной практикой.
В 2006 году по иску Института Развития Свободы Информации против Ростехрегулирования, Судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда ведомство обязали публиковать тексты национальных стандартов в свободном доступе на официальном сайте.
В настоящее время в Верховном суде РФ находится на рассмотрении иск к «Ростехрегулированию» по вопросу обеспечения свободного доступа к информации без всяких ограничений в виде постраничной платы. Слушание по данному делу состоится 2 февраля 2010 года в Верховном суде РФ (Москва).
Мне сложно понять, как ваше Главное Правовое Управление могло пропустить столь вопиющий правовой нигилизм - это вопрос уже скорее к Вам, как руководителю, которому они подчиняются и отчитываются.
Однако ясно одно - никакая практическая целесообразность и благие намерения не могут оправдать отсутствие надлежащей общественной экспертизы и унизительное игнорирование права Государственной Думы на полное и беспристрастное рассмотрение вносимых законопроектов, включая предоставление достаточного времени на подготовку поправок.
С надеждой на понимание,
Искренне Ваш, Hacker in Law.
/