ГРЕЦИЯ. Калаврита

Dec 03, 2014 10:29

Оригинал взят у filin_dimitry в Моя Греция. Майские каникулы. Закинтос, Патры, монастыри Пелопоннеса...(ч.11)
Начало первого путешествия тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/556.html
Начало второго путешествия тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html
Начало третьего путешествия тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/110200.html
Начало четвертой истории тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/261871.html

Калаврита (Καλάβρυτα) - греческая Хатынь…



События 13 декабря 1943 года имеют для Греции такое же значение, как для русских Сталинградская битва, Блокада Ленинграда.… Со времен той трагедии город Калаврита греки еще называют «Греческая Хатынь».

В начале 1940-х годов до прихода фашистов жители Калавриты и ее окрестностей уже два года претерпевали грабежи, насилие и жестокое обращение, оккупированные итальянской стороной. Здание Начальной школы города, где в дальнейшем и будет разыгран один из трагичных актов драмы Калавриты, уже итальянскими захватчиками было определено как концентрационный лагерь. С мая 1941 по март 1943 500 патриотов были замучены в нем, обвиненные в различных сопротивлениях завоевателям.



Картинка на школе не дает новым поколениям жителей города забыть эти страшные дни. И это очень мудро - большие беды могут приключиться со всей страной, коли молодежь забудет подвиги старших поколений, забудет то - ради чего принимали смерть, в том числе и мученическую их деды и прадеды, а осуеченная погоней за новыми соблазнами будет внимать новым «учителям», переписывающим историю так, как это им выгодно. И горькие плоды от такого упущенного поколения мы к великому сожалению можем наблюдать сегодня в раздираемой Украине, где не пресекалось воспитание нацистских взглядов в подрастающем поколении, и где не стыдно было властям потакать тем, кто сеял семена почтения к идеологии национализма и фашизма. Теперь пришло время сбора плодов…

Тут же все не так. Греки не сломились под оккупантами из фашистской Италии и продолжали сопротивление и тогда, когда в 1943 году вся военная активность на Пелопоннесе перешла под контроль немецких оккупационных сил.

И основными очагами сопротивления (как и в те годы, что Греция противостояла захватчикам из Турции в 1821 году) стали неприступные горы Калавриты. Целью фашистской «Операции Калаврита» или «Черный понедельник» было стереть с лица земли и саму память о той местности, жители которой не покорились захватчикам, уничтожить партизан и мирных жителей, освободить своих пленных и морально сломить греческое сопротивление.



(Калаврита. Мемориал жертвам фашистской резни 13 декабря 1943 года на холме Капи)

По материалам http://rua.gr (Русские Афины):

В пятницу 10 декабря командующий альпийским полком Карл вон Ле Жур отдал приказ уничтожить все мужское население Калавриты в возрасте от 13 до 80 лет. Немецкие солдаты были разделены на 4 группы и делегированы полномочиями согласно заранее задуманному плану. Первую группу составляли избранные убийцы, на 60% австрийские нацисты под командованием Виллибальда Акамфубера, который свободно говорил на французском. По вопросу казни он дал слово воинской чести учителю французского языка Начальной школы Константиносу Афанасиядису, что они не тронут жителей города.

Вторая группа должна была сопровождать мужчин на холм Капи, который и станет Голгофой для мужского населения города. Третья группа опустошала, грабила и сжигала все вокруг. Четвертая делегировалась полномочиями охранников Начальной школы, которая была выбрана наиболее подходящим местом для сбора жителей, их изоляцией, разделением и погребением в ней женщин, детей и стариков.

В ночь с 12 на 13 декабря немцы собрали в здании школы жителей города, приказав взять с собой хлеба и воды в количестве с расчетом на один день. Здание внутри и снаружи сразу было поставлено на охрану солдатами, вооруженными до зубов. Здесь же и произошло разделение мужчин, юношей от 13 лет и женщин с детьми по четырем переполненным аудиториям школы. Многие мужья и отцы, уже понимая, что за всем эти стоит, наклонялись поцеловать своих детей и жен, даря им последнюю ласку с глазами полными слез. Некоторые из них шептали старшим детям - «Позаботься о маме». Так они поручали им взять на себя ответственность и обязанность взрослых мужчин. Матери старались удержать сыновей рядом с собой, но немецкие солдаты жестоко отрывали и забирали их.

Удержание в одном месте женщин и детей также имело свои цели. Во-первых, фашисты могли оказывать моральное давление при возникновении непредвиденной реакции со стороны мужского населения. Во-вторых, они хотели убить мужчин, собрав их в одном месте - на холме Капи без женских криков и детского плача, а также используя момент неожиданности - в то время как калавритяне не до конца понимали происходящее, нанести удар внезапно, т.к. немцы боялись возможной атаки партизан или оппозиции.



(вход в часовню)

Часы мучения

Не скоро солнце взошло в понедельник 13 декабря 1943 года над Калавритой. Мучительные часы ожидания, волнения и страха были уготовлены особенно для женщин и детей - все что они понимали, это то, что должно произойти что-то непоправимое. По мере наполнения комнат мужчинами, фашисты забирали часть из них и уводили в неизвестном направлении.

Психологические мучения в переполненных аудиториях школы вводили людей в безумие. Здание буквально пульсировало. Страх, ужас и неопределенность оставляли вопросы без ответа: Что происходит? Где мужчины? Что это за шум? Почему гудит поезд? Они увозят на нем мужчин как заложников? Со школьных окон они могли видеть бегающих фашистов, оберегающих награбленное в городе, либо разбрасывающих вокруг зажигательный порошок и лишь одним выстрелом разрушающих пот и труд всей жизни.

- «Фашистам было весело с прицелом на детей и женщин, они язвительно смеялись, пили вино и ели орехи» - из воспоминаний свидетеля драмы.
Занавес первого акта трагедии Калавриты еще не опустился, в то время как второй уже начинался. Детские крики и плач доходили до холма Капи. Они же и вдохновляли мужчин противостоять противнику уже хотя бы морально. Вскоре из школы можно было слышать только молитвы и призывы девы Марии.

С того момента, что, как, и почему произойдет с заключенными школы дальше, до сих пор для истории остается неясным до конца. По одной из версий - один из немецких офицеров приказал устроить поджог в подвале школы, по второй - другой офицер, выше по рангу, отдал приказ освободить заложников, раз их миссия с мужским населением уже была выполнена.

Поджог

Огненные языки пламени постепенно окружили здание школы. Толстый дым поднимался через трещины в полу и распространялся повсюду, заполняя комнаты и души бедных заключенных в них. Смерть коснулась людей в форме огня, она стала более чем очевидной и тогда громкий женский голос отчаяния воскликнул: «Огонь, они сожгут нас заживо!».

В этот момент пылала уже вся Калаврита, а звук падающих зданий перекрывал шум пулеметов, которые на холме Капи забирали жизнь у трех поколений: цветущей молодежи, взрослых мужчин и мудрых стариков.

Прорыв

Сильный инстинкт выживания, самосохранения и самообороны разгорелись в умах и сердцах пленников школы. Матери и дети разбивали окна. Как приливная волна людская масса давила на двери, которые не были заперты, но открывались внутрь. Толкая и всякий раз застревая народ обезумел, но не сдавался. В конце концов, двери уступили, и толпа мощным потоком сумела выбраться наружу, жадно хватая воздух. Многие дети на тот момент были уже без сознания. Угрожая и стараясь сдержать толпу, нацисты пытались загнать людей внутрь, но было уже поздно.

Завершив мрачную миссию на окровавленном холме Капи, фашисты незамедлительно покинули город.



(вид с холма Капи на город Калаврита)

На следующий день

Среди ужаса и отчаяния, с их полубезумным состоянием духа, с иссушенными от слез глазами и замерзшими от холода губами вдовы, не живые, не мертвые, погребали своих мужей, отцов, братьев и сыновей. Самые героические фигуры этой драмы они, достойные матери и отцы - приняли двойную роль, которую они для себя не выбирали, но которая была возложена на них необходимостью и судьбой.

Травмированные детские души - те, кому удалось выжить, стали в этом здании совершеннолетними и навсегда оставили в нем свои детские мечты.
Те, кто выжили 13 декабря - вдовы, сироты и незначительное количество мужчин продолжали умирать каждый день от полученных травм и душевного горя. Драма города была трагедией без катарсиса. Лишь молчаливая присяга и тихое обещание обладали в тот момент душами людей: восстановить их город, воскресить его. И это было тем обещанием, которое они сдержали.



(Калаврита, фото времен войны, после трагедии)

Холм Капи сегодня также мемориальное место, на котором возвышается большой белый крест - символ веры и мучения людей военной Калавриты.

Греки помнят. Помним и мы. И нас, русских, навсегда роднят с ними общие сопереживания одной Великой Трагедии и одной Великой Победы!
А я еще добавлю, что если одно роднит, то иное отдаляет, потому как не нашего общего духа. Поэтому с теми, кто вместе с нами пострадал от фашизма и кто вместе с нами, с нашими дедами воевал против этой чумы не жалея и самой жизни и у кого развилась и укоренилась и в новых поколениях стойкая ненависть к фашизму, те нам и братья и сестры и друзья - один дух в нас.
А кто возрождает фашизм, кто забывает память и подвиги дедов наших, те, сколько елея бы не лили, духа противного нам, и не станут нам ни братьями, ни сестрами, ни друзьями.… Да оградит Господь нас и нашу Россию и братскую Грецию от нашествия коричневой чумы и да укоренит в наших сердцах память о тех, кто сложил свои головы за нас, недостойных!
В часовне, куда мы зашли, чтобы помолиться и отдать дань памяти жертвам фашизме не поддающееся исчислению число лампад!



Складывается впечатление, что, по крайней мере, по одной лампаде на каждого погибшего тут точно есть.



Мы всего один день были в Калаврите, но и этого одного дня нам хватило, чтобы полюбить этот маленький, но героический греческий город. Нам предстоит еще вечер в нем, но главное мы уже нашли - ведь самое главное, это дух города, дух его жителей. И отчего-то спокойно за тех молодых, кто подрастает тут, кто взрослеет в этом местечке, среди неприступных гор и мужественных жителей, помнящих память предков своих и стоящих в вере.



Продолжение следует…

Война, Калаврита, Греция, История

Previous post Next post
Up