Оригинал взят у
nezvanov в
Пирамиды в европейской архитектуре XVIII векаДва с лишним года назад я посвятил одну из публикаций в своем ЖЖ пирамиде Цестия (
http://nezvanov.livejournal.com/4976.html). Я показал, что пропорции этой пирамиды замечательно соответствуют указаниям одного из самых известных алхимиков XVII века Микаэля Майера относительно процедуры получения философского камня. Таких совпадений не бывает, решительно объявил я и счел это удивительное соответствие серьезным аргументом в пользу гипотезы о том, что пирамида Цестия на самом деле была построена во времена расцвета и популярности алхимии, то есть в XVII веке. В энциклопедиях мы можем прочесть, что пирамида Цестия была отреставрирована Римским папой Александром VII в 1660-х годах. Я предположил, что Александр VII не отреставрировал, а построил эту пирамиду, рассчитывая, что после своей смерти он будет там погребен (с тем, чтобы его душа претерпела «трансмутацию» и стала «философским камнем», то есть достигла бы высшего совершенства).
В развитие своей гипотезы я хочу порассуждать вот о чем: какое воздействие на умы европейского общества могло оказать появление в Риме, с его канонически барочной архитектурой, столь диковинного строения? Это должно было неизбежно стать сенсацией, причем сенсацией с оттенком скандала: мы можем предполагать, что Католическая Церковь не стала выполнять волю почившего в бозе папы и отказалась хоронить его в пирамиде. Александра VII в итоге погребли в соборе Святого Петра, причем к созданию могилы приступили только через пять лет после его смерти.
Тем не менее, естественно было бы ожидать, что это архитектурное новшество должно было породить моду. Причем, из-за негативного (как мы полагаем) отношения Церкви к римской пирамиде, подражания должны были бы появиться в тех странах, где власть Католического престола не признавалась.
И такие подражания появились.
В начале XVIII века в Англии начали распространяться и приобретать все большую популярность ландшафтные сады. Эти сады украшались архитектурными строениями довольно причудливых форм. Следуя английской терминологии, такие архитектурные экстравагантности называют фолли (что в переводе означает причуда, каприз). Одной из популярных для фолли тем стала Египетская эзотерическая древность: в ландшафтных садах появились сфинксы, обелиски и пирамиды. Вот, например, пирамида, построенная возле замка Ховард:
Замок Ховард (Castle Howard). Большая пирамида (1728).
Еще одна пирамида была воздвигнута над главными воротами этого замка:
Замок Ховард (Castle Howard). Главные ворота
Вот еще примеры пирамид, которые были построены в Англии в те же 20-е годы XVIII века:
Stanway House, Gloucestershire. Пирамида.
Pyramid at Stowe, Buckinghamshire. Гравюра Жака Риго (Jacques Rigaud), ок. 1739
По поводу последней пирамиды сохранился замечательный комментарий виконта Персеваля (Perceval), который в 1724 году посетил Стоу: «Пирамида в конце одной из дорожек в Стоу является копией в миниатюре знаменитейшей пирамиды в Египте, и я думаю, это единственная вещь такого рода в Англии».
Тут мы видим сразу два культурных мифа, характерных для конца 17 - первой половины 18 веков. Во-первых, речь идет только об одной Египетской пирамиде. То есть, существовало общепризнанное мнение, что в Египте, среди многочисленных, вообще-то, пирамид имеется одна, особенная. На это сейчас редко обращают внимание, и если речь идет о Пирамиде с большой буквы, то как-то само собой разумеется, что имеется ввиду пирамида Хеопса. Хотя сейчас все знают, что пирамиды Хеопса и Хефрена практически одинакового размера (пирамиды-близнецы), пирамида Хефрена даже выглядит повыше, поскольку ее основание расположено выше на плато, и именно она визуально доминирует в комплексе пирамид Гизы. Конечно, внутри пирамида Хефрена «неинтересная», это по сути гора камней, и в нет такого впечатляющего хода к погребальной камере, как в пирамиде Хеопса - но что об этом могли знать европейцы в начале 18 века, если они не имели даже близкого к реальности представления о том, как эти пирамиды выглядят? И это второй культурный миф тех времен: пропорции египетских пирамид. Считалось, что пирамиды в ландшафтных садах «копируют в миниатюре» Египетскую Пирамиду, хотя в реальности они вдохновлялись пропорциями пирамиды Цестия.
Жан-Марсель Умбер и Клиффорд Прайс в своей книге (Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture) пишут, что в 18 - 19 веках пирамида Цестия входила в число римских достопримечательностей, обязательных к осмотру, вызывала восхищение архитекторов и служила моделью для пирамид, возведенных в это время в Европе. Получается странновато: пирамида, которая была вроде бы построена в I веке до н.э., стояла себе 17 столетий и никого особо не интересовала, а тут вдруг стала объектом всеобщего восхищения и архитектурного вдохновения.
Вот пример использования силуэта пирамиды в оформлении мемориала (проект):
Алессандро Россини. Проект мемориальной декорации памяти Эрнста Людвига (1725)
А вот знаменитая могила сэра Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве:
Могила Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве (1731)
На заднем плане видна пирамида.
Во второй половине XVIII века копии пирамиды Цестия появились и в континентальной Европе. По-прежнему это были фолли, то есть образцы садово-парковой архитектуры.
Пирамида в Парке Монсо, Париж (1773-1778)
Пирамида в парке Wilhelmshöhe, Кассель (ок. 1775)
Пирамида в Царском Селе (1770-е - 1780-е годы)
Пирамида в парке Désert de Retz (построена между 1774 и 1789 годами, отреставрирована после 1973 г.)
Пирамида в Neuer Garten около Потсдама (построена между 1786 и 1791 годами)
Ну, и завершим мы этот обзор европейских пирамид, созданных в XVIII веке по образу и подобию пирамиды Цестия, впечатляющим проектом французского архитектора Этьена-Луи Булле (Etienne-Louis Boullée)
Этьен-Луи Булле. Кенотаф, проект (ок. 1780)
* * *
В данной заметке использованы сведения из публикаций:
1. Patrizia Granziera. Freemasonic Symbolism and Georgian Gardens.
http://www.esoteric.msu.edu/VolumeV/Freemasonill.html2. Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture, p. 27. Routledge Cavendish, 2003.