ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение главы, начало
см.)
Типы завершений храмов и часовен
2. Шатровые покрытия храмов
Как известно, типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола - необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно технологическими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями, так как шатёр из дерева построить гораздо проще чем купол.
Шатры над церквями являются не только излюбленными в народе, но одними из древних покрытиями русских православных храмов. Как было отмечено ранее, первые шатровые завершения вряд ли могли сильно отличаться от скатных завершений клетских церквей. Резкого скачка к шатру в начальном историческом периоде быть не могло; иначе говоря, не могли сразу появиться высокие восьмерики «от пошвы», равно как не могли появиться сразу и высокие шатровые завершения на них. Надо полагать, что первоначально четырёхскатные завершения робко поднялись над клетью церкви, причём его шатер вначале также не имел большой высоты и походил скорее на «колпак».
Самые ранние из известных деревянных шатровых храмов относятся к XVI веку, но есть основания полагать, что и раньше в деревянном церковном зодчестве была распространена шатровая форма завершений.
Плотники рубили шатры в большинстве случаях восьмигранными не только из чисто художественных соображений, но и чтобы придать основному объёму храма возможно большую вместимость. Более того, восьмигранный сруб позволял придавать главной части храма весьма значительную высоту, т.к. он является гораздо более устойчивой постройкой под ветровыми нагрузками.
Храмы с шатровым завершение во многих районах страны к середине XVII века по численности превосходили другие завершения. Их ставили как на круглые, так и на ярусные «восьмерик на четверике» клетские церкви.
Ощутимый удар по строительству шатровых завершений в середине XVII века, как было сказано выше, нанёс патриарх Никон. Его предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло негласное требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром», т.к. шатру не находили образцов в традиционных византийских храмах.
Все последующие патриархи и представители высшего духовенства продолжили следовать «византийской» традиции, то есть предпочитали «пятиверхому» типу храмов, поэтому в их храмозданных грамотах всегда имелось требование, чтобы «верхи строились по чину прочих каменных церквей, а не шатровые». Конечно, в то время церковные власти не имели в своём распоряжении достаточных средств и возможностей, чтобы сразу и повсюду осуществить это негласное запрещение и поэтому в наиболее отдаленных от Москвы губерниях и уездах любимая народом шатровая форма покрытия продолжала применяться строителями ещё в течение довольно долгого времени. Следует уточнить, что запрещение шатровых завершений не простиралось на колокольни.
О четырёхгранных шатрах разговор шёл в предыдущей
части нашего повествования. Сейчас же мы остановимся на восьмигранных шатровых завершениях.
А. Простые круглые храмы с шатровым завершением
С круглых храмов, можно сказать, пошли восьмигранные шатровые завершения, т.к. эти церкви специально рубились под шатры. При этом, пропорции деревянным храмам могли придаваться любые в зависимости от качества брёвен, мастерства плотников и требований заказчика. К числу самых гармоничных храмов этого типа можно отнести церковь Сретения Господня и Михаила Архангела, стоящая на Красноляжском погосте Каргопольского района Архангельской области.
Храм построен в 1655 году восьмериком «от пошвы», увенчанный рубленым шатром. Основной объём имеет прямоугольный алтарный прируб, завершённый бочкой, и притвор под клинчатой кровлей. Первоначально храм стоял на подклете, был окружён галереей, которая разобрана в 1842 году. В 1894-1895 годах храм переложен и обшит тёсом с богатым накладным декором в эклектичном стиле. Церковь полностью утратила свой первоначальный вид и получила новый архитектурный облик. Обшивка и декоративные обрамления окон были ярко раскрашены.
К сожалению, ближайших деревень, составлявших приход храму сейчас уже не осталось. Храм стоит в чистом поле, посещаемый редкими туристскими группами, медленно разрушаясь.
Б. Ярусные клетские храмы под шатрами
Храмы, построенные по типу «восьмерик на четверике» с шатровым завершением, являются обычными среди многих русских церквей. Они строились во многих районах страны. Так, в далёком Зашиверском остроге, основанный как зимовье в 1639 году енисейскими казаками во главе с Посником Ивановым в крутой излучине правого берега реки Индигирки, при входе реки в шивера (пороги), напротив устья реки Коляди, в 550 км от берега Восточно-Сибирского моря. К 1660-м годам зимовье было обнесено острожной стеной с башнями и стало небольшим острогом, который находился в самом центре «Юкагирской землицы». Деревянная острожская церковь в честь Спаса Нерукотворного образа была построена мещанином Андреем Хабаровым в 1700 году.
Спасская церковь в Зашиверске (1969 г.) и она же в Историко-архитектурном музее СО РАН.
В те времена число прихожан Спасского храма Зашиверска составляло 922 человека, а гарнизон состоял из 33 стрельцов.
В 1783 году острог стал уездным городом Якутской провинции Иркутского наместничества. В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края, Зашиверский уезд был упразднён и все уездные органы власти перенесли в Верхоянск. Упадку города способствовало и то, что пушной зверь вокруг был выбит, мамонтовая кость собрана. К 1808 году население города уменьшилось до 120 человек. В 1820 году известный исследователь Арктики Фердинанд Петрович Врангель увидел здесь всего семь домов. В 1883 году в городе случилась эпидемия чёрной оспы, которая полностью уничтожила его население, и город был заброшен. Ныне урочище Зашиверск находится в Момском районе республики Саха (Якутия).
На городище Зашиверск в 1969-1971 годах работала научная экспедиция ИИФиФ СО АН СССР под руководством археолога и историка Алексея Павловича Окладникова. По итогам экспедиции в 1971 году Спасская церковь и отдельно стоящая надвратная колокольня были перевезены в создаваемый историко-архитектурный музей СО АН СССР, находящийся у п. Ложок Новосибирского района, близ Новосибирского Академгородка. Проект реставрации храма выполнен с учётом материалов известных исследователей деревянного зодчества Александра Викторовича Ополовникова и Евгения Андреевича Ащепкова.
Спасская церковь, рубленная «в обло» и стоящая на подклете, состоит из основного объёма типа «восьмерик на четверике», пятистенного алтаря, крытый бочкой с полицами и завершённый главкой, и трапезной под двускатной крышей. При реставрации восстановлены крытая висячая галерея, идущая по северному и западному фасадам храма с одновсходным крыльцом.
В конце 1980 - начале 1990 гг. в урочище Соттинцы Усть-Алданского района под руководством народного писателя Якутии Дмитрия Кононовича Сивцева-Суорун Омоллоона был создан Ленский историко-архитектурный музей заповедник «Дружба», где построили точную копию Спасской церкви.
* * *
Одна из примечательных клетских церквей, в конструкции которой сочетается ярусная композиция самого храма с его шатровым завершением, стоит в деревне Погост Холмогорского района Архангельской области. Это церковь апостолов Петра и Павла Ратонаволоцкого погоста.
Храм стоит на ровной местности в междуречье Емцы и Ваймуги, в непосредственной близости от Северной Двины.
Точная дата образования прихода неизвестна, но с большой вероятностью можно сказать, что он возник не позже 1691 года. На начало XX века в Ратонаволоцком приходе находилось три храма: деревянный летний храм апостолов Петра и Павла, построенный в 1720-1722 годах; деревянный зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, построенный в 1726-1727 годах (ныне в руинах); каменный зимний храм с колокольней во имя святителя Николая Чудотворца, построенный в 1874-1878 годах (руинирован). Приход состоял из 15 деревень: из них шесть находились на правом берегу реки Емцы и одна на левом, остальные - по реке Ваймуге и на полуострове, образуемом этими реками. Жителей в приходе на 1 января 1894 года было: мужчин - 501; женщин - 597. Приход закрыт в конце 1930-х годов.
Переходя к Петропавловской церкви, у неё, в отличие от других ярусных церквей, верхний ярус завершает не главка, а шатёр. На клеть нижнего яруса установлены два небольших восьмерика, создающие ярусную композицию церкви. Покрытый лемехом шатёр завершается главкой на круглом барабане, которые также покрыты лемехом.
Компоновка церкви традиционна. С запада к основному четверику примыкает более узкая трапезная под двускатной тёсовой кровлей, а с востока - пятистенный алтарь, крытый бочкой с широкими полицами. В 1824 году к церкви была прирублена новая трапезная, а в 1836 году вся церковь с алтарём и трапезной была обшита тёсом и покрашена. К трапезной пристроили небольшое крыльцо, зашитое досками. В 1960-х годах церковь отреставрировали.
В. Храмы под двумя шатрами
Стремление сделать храм возможно более вместительным и иметь в нём несколько приделов, привело к возникновению особой группы церквей. Поиски образов художественного воплощения такой идеи одновременно шли по разным направлениям. Самое простое решение - поставить на одну клеть основного объёма два шатра, которые символизируют два престола в храме. Такой тип храма стоял ещё в начале ХХ века на погосте Шохна (Василия Великого). Клетская церковь с двумя шатрами была освящена в честь свт. Василия Великого.
Храм был построен предположительно в конце ХVI века. В северной половине церкви находился придел свт. Николая Мирликийского.
Погост стоял на правом берегу реки Шохны, левого притока Сунжи (Волжский бассейн), напротив деревни Дюдяково. До 1917 года на погосте находились кроме деревянной ещё две каменные церкви: холодная в честь свт. Василия Великого, построена в 1803 году, и теплая Богоявления Господня с приделами пророка Илии и свт. Николая Чудотворца, построена в 1825 году. Тогда это был Нерехтский уезд Костромской губернии. С приходом Советской власти эта местность стала относиться к Вичугскому району Ивановской области. После 1917 года все храмы погоста были закрыты и вскоре разобраны.
В современное время образ этой церкви был использован архитектором Андреем Борисовичем Бодэ при проектировании Введенской церкви Крестьянской оратайской школы в ур. Борисовка на территории ТАО города Москвы (см.
выше).
Г. Храмы с тремя шатрами
Для дальнейшего увеличения числа престолов в храме потребовалось прибавление к основному объёму ещё двух прирубов: северного и южного. Будучи, как правило, совершенно такими же как западный и восточный, они дополняли план храма до формы равноконечного креста, а облику храма придавали симметричный вид, но при этом уничтожая её башенный вид. Чаще на боковых приделах ставились простые главки; с алтарной и трапезной главками они создавали храму характерное пятиглавие. Реже, чтобы как-то поднять во внешнем облике нарушенную устремлённость храма ввысь, на боковых прирубах ставились шатры. Такая трехшатровая композиция храма после проведённых реставрационных работ установлена на церкви Рождества Пресвятой Богородицы, первоначально срубленной монахами Рождество-Богородицкого монастыря в Перёдках предположительно в 1531-1539 годах. Церковь считается одной из древнейших крещатых клетских ярусных храмов.
Храм Рождества Богородицы в селе Перёдки в начале ХХ века и он же в музее "Витославлицы".
В народе этот монастырь называли «Перёдки на Быстрице». Он был основан монахами Киево-Печорской лавры не позже первой половины XVI века. По описи 1581 года в нём значилось: «церковь Рожество Пречистые, древяная. А в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всё церковное строенье приходные старых помещиков». В церкви на то время находились древние чтимые иконы Рождества Богородицы и Божией Матери «Умиления».
Монастырь располагался на высоком левом берегу реки Быстрицы (бассейн Мсты) в 10 км к востоку от современного города Боровичи Новгородской области. Эта территория в то время входила в состав новгородской Бежецкой пятины. Разгром Бежецкой пятины Иваном Грозным привёл к запустению монастыря. В Смутное время «Перёдки на Быстрице» были разорены, и обитель пришла в упадок, а 1764 году монастырь окончательно упразднили. С этого времени его храм Рождества Пресвятой Богородицы становится приходским.
Около 1699 года церковь перебрали и частично перестроили. Два малых шатра на приделах появились именно в это время, тогда же расширили многие окна и двери и прорубили новые проемы. В 1886 году под церковь подвели фундамент из дикого камня и сделали водосточные трубы. Стены снаружи обшили тёсом и покрасили охрою. В 1891 году новая железная кровля окрашена медянкою. Перестройки и переделки в конце ХIХ - начале ХХ веков совершенно изменили первоначальный вид церкви. В подклете было утрачено 10 венцов, отчего храм стал приземистее. Открытые галереи зашили тёсом и заменили крыльцо глухим тамбуром. Вместо шатров на храме появились купола, деревянное покрытие кровель и главок заменили на железное. Растесали часть волоковых и косящатых окон. В храме сделали новые проемы.
В 1959 году церковь впервые обследовал новгородский архитектор Леонид Егорович Красноречьев. В 1967 году было принято решение перевезти церковь в музей «Витославлицы». Реставрация памятника, начатая в 1967 году, была завершена в 1971 году. Церкви возвратили облик, который она имела в ХVI - ХVII веках.
Д. Храмы с четырьмя шатрами
Воплощая «каноническое» требование представителей высшего духовенства строить церкви «о пяти верхах», начиная со середины XVII века русские плотники на боковых прирубах крещатых храмов с необязательным шатровым верхом, ставили не только главы, но и возводили шатры, как бы, делая его более стройным, устремлёнными ввысь. Примером такого храма с шатрами на прирубах может служить уже рассмотренная
выше Владимирская церковь стоящая в нынешней деревни Медведевская Онежского района Архангельской области.
Е. Храмы «о пяти шатрах»
Развивая тему художественного воплощения многопридельности храма, русские плотники на Летнем берегу Белого моря в 1727 году срубили Троицкую церковь. Об удивительном храме села Нёнокса мы говорили
выше.
Ж. Храмы Пинежско-Мезенской школы
На рубеже XVI-XVII вв. на Русском Севере получила распространение тенденция увеличения высотности культовых построек. Это достигалось либо за счёт увеличением высоты срубов клетских церквей («новгородское» влияние), либо повышением высоты венчающих покрытий («московское» влияние). Так на берегах таёжных рек Пинеги и Мезени постепенно вырабатывается оригинальное завершение «шатёр на крещатой бочки». О ярчайшем представителе этого подтипа шатровых завершений клетских храмов - Одигитриевской церкви церкви села Кимжа Мезенского района Архангельской области мы уже рассказали
выше.
Продолжение главы следует.
Фото из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___