Как выглядели астронавты и командные модули кораблей «Аполлон» после приводнения и выглядят модули в музеях в настоящее время
После лунного блефа США Советский Союз почему-то остановил своё развитие, а после их блефа с СОИ его и вовсе не стало.
Куда летали лунные «Аполлоны»? Командные модули «Аполлонов» или спускаемые аппараты нагревались и обгорали. Как выглядели они после приводнения и как выглядят сейчас в музеях? Как выглядели астронавты сразу после приводнения?
Корабль «Аполлон» и его командный и служебный модули:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон_(КА);
http://en.wikipedia.org/wiki/Apollo_Command/Service_Module Общие сведения о лунных миссиях:
http://nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/apollo.html. Места приводнений американских космических кораблей:
http://en.wikipedia.org/wiki/Splashdown_(spacecraft_landing).
Фотографии НАСА:
http://spaceflight1.nasa.gov/gallery/index.html Материалы НАСА:
http://www.hq.nasa.gov/alsj/frame.html Архив фотографий «Аполлонов»:
http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html;
Местоположение испытательных капсул и командных модулей в музеях:
http://en.wikipedia.org/wiki/Apollo_Command/Service_Module;
http://americanspacecraft.com/pages/apollo/index.html;
http://historicspacecraft.com/Apollo_Capsules.html.
Фотографии и местоположение всех пилотируемых командных модулей «Аполлонов» с седьмого по семнадцатый, «Аполлонов» программы «Скайлэб» со второго по четвёртый и модуля «Аполлона-18» программы «Союз»-«Аполлон» собраны на этом сайте:
http://www.spaceflightonline.com/apollo command modules. Также здесь:
http://www.johnweeks.com/spacecraft/apollo.html.
Молодёжь на форумах рассуждает о нагреве командных модулей «Аполлонов» и более ранних кораблей:
http://live.cnews.ru/forum/index.php?showtopic=47989&st=4575;
http://forum.cnews.ru/lofiversion/index.php/t47989-4700.html. Там же много интересных фотографий командных модулей после приводнения. Абляционная защита:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Абляционная_защита;
http://en.wikipedia.org/wiki/Ablative_armor.
При беглом поиске в интернете я нашёл немного информации по теплозащитному экрану Аполлона:
http://www.ngpedia.ru/id609978p1.html Теплозащитный экран Аполлона состоит из стальной нержавеющей паяной конструкции, перекрытой снаружи эпоксидно-но-волачнофенольным коксующимся теплозащитным материалом, залитым в стеклопластиковый сотовый заполнитель. Теплозащитный материал приклеивается эпоксидно-фенольным клеем. На этот материал с помощью невысыхающего липкого клея снаружи крепится терморегулирующее покрытие из алюминированной полиэфирной пленки Майлар и полиимидной пленки Кэптон. Стартовое теплозащитное покрытие, расположенное поверх всей этой конструкции, обеспечивает защиту на начальных стадиях разгона ракеты-носителя. Это покрытие состоит из теплостойкого полиамидного обтекателя, к наружной поверхности которого эпоксидным клеем прикреплена корковая теплоизоляция.
В статье о спускаемых аппаратах американских кораблей тоже есть упоминание о защите:
http://www.astronaut.ru/bookcase/books/popov02/text/09.htm Вся поверхность спускаемого аппарата была защищена теплозащитными экранами, имевшими на конической части толщину 8-44 мм, а на донной - 63 мм. Экраны изготовлялись из стеклопластика с сотовым заполнением. В качестве наполнителя служил абляционный материал: фенольно-эпоксидная смола, в состав которой вводились полые стеклянные шарики.
Верхний слой покрытия - алюминированная полиэфирная пленка Майлар и полиимидная пленка Кэптон. Это даже не фольга. При какой температуре она плавится и сгорает? На всех приводнившихся капсулах часть плёнки сохранилась, судя по снимкам того времени. На некоторых капсулах, помещённых на экспозиции в музеи, она вся убрана, на некоторых местами сохранилась. Теплозащитный слой под ней выглядит ячеистым.
Стёкла иллюминаторов на всех капсулах после приводнения чистые и прозрачные. Два иллюминатора находятся в углублениях корпуса под углом, два на корпусе и один на люке в плоскости конической поверхности. Я полный дилетант в вопросах космонавтики, конструкции кораблей и баллистики входа в атмосферу, скоростях и температурах. Но у меня есть вопросы. Как они сохранились? И как обеспечивалась герметизация люка? Плотной подгонкой металлических поверхностей? Почему следы нагрева спускаемых аппаратов «Аполлонов» «Меркуриев» и «Джемини» отличается от следов обгорания «Союзов»? Неужели вся разница просто в геометрии аппарата?
Считается, что аэродинамическая форма конуса спускаемых аппаратов «Аполлона», как ранее «Меркурия» и «Джемини» такова, что оставляла коническую поверхность в тени, в отличие от более компактных «Союзов». Эффективность была таковой, что не сгорала аллюминированная плёнка на поверхности, и не нагревались стёкла иллюминаторов. Могло ли так быть на самом деле? Допустим, все они были на орбите, или спускаемые аппаратов «Аполлонов» входили обратно в атмосферу после суборбитального полета на меньшей скорости. Считается, что по баллистической траектории тело падает более отвесно и больше нагревается. Соответствуют ли следы нагрева капсул реальным условиям торможения? Ещё на всех капсулах на боках поблизости от днища видны чёрные следы от двигателей управления.
Я собрал вместе снимки командных модулей лунных «Аполлонов» сразу после приводнения и их современного состояния в музеях, а также снимки астронавтов, сделанные сразу после приводнения, в тот же и ближайшие дни.
«Аполлон-8»:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон-8;
http://en.wikipedia.org/wiki/Apollo_8
Слева:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=99&imageID=68-HC-893 Справа:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=97&imageID=68-H-1450. На палубе авианосца «Йорктаун» (
http://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Yorktown_(CV-10)) после приводнения. Слева направо
Фрэнк Борман,
Джеймс Ловелл и
Уильям Андерс.
Кстати, этот авианосец снимали в известном в России холливудском фантастическом фильме «Филадельфийский эксперимент» (
The Philadelphia Experiment) на тему ещё одной красивой фантазии, которая распространялась в штатах.
Слева: приветственная речь для команды «Йорктауна» -
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=98&imageID=68-HC-883.
Справа: традиционный послеполётный торт -
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=104&imageID=68-H-1455 Выглядят астронавты бодро. Могло ли так быть после 6 суток в невесомости? Карантина нет.
Подъём на борт «Йорктауна».
Слева:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=100&imageID=S68-56217 Справа:
http://spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo8/html/s68-56304.html
Слева:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=102&imageID=S68-56307 Справа:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=103&imageID=S68-56310 В настоящее время командный модуль «Аполлона-10» находится в Музее науки и промышленности в Чикаго:
http://www.msichicago.org;
http://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_науки_и_промышленности_(Чикаго). Через город я проезжал на машине, осматривал вечером и утром, а в музее не был.
Слева:
http://www.museumofspacetravel.com/spacecraft/apollo-8 Справа:
http://www.collectspace.com/ubb/Forum29/HTML/000673.html Под блестящим покрытием белая поверхность. Стёкла по бокам целые и прозрачные.
«Аполлон-9»:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон-9;
http://en.wikipedia.org/wiki/Apollo_9 Этот «Аполлон» к Луне не летал, а кружился по орбите по официальной истории. Астронавт
Rusty Schweickart в музее выступал 28 июня 2008 года, видео и фото того выступления я аккуратно разослал друзьям.
Что сообщалось о посадке:
… было принято решение посадить корабль не на 151-м, а на 152-м витке в другом районе Атлантического океана. Вертолётоносец «Гвадалканал» успел перейти в новый район посадки (…) Астронавты на период посадки не надевали скафандры (…) отсек экипажа приводнился в 4,8 км от вертолётоносца «Гвадалканал». Спуск отсека экипажа на парашютах демонстрировался по цветному телевидению с помощью камер, установленных на вертолётоносце. На плаву отсек сразу же установился в расчётном положении (днищем вниз). Лёгкие водолазы были доставлены к отсеку в течение нескольких минут, астронавты открыли люк и перешли в надувную лодку. Экипаж был поднят на борт вертолёта через 45 минут и доставлен на вертолётоносец через 49 минут после приводнения.
Без скафандров и с телетрансляцией снижения в реальном времени.
Слева: в воздухе на парашютах -
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Apollo_9_approaches_splashdown.jpg Справа:
http://spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo9/html/s69-27919.html
Приводнение 13 марта 1969 года.
Слева:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=86&imageID=KSC-69PC-78 Справа:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=87&imageID=AP9-CREW-NOID. На палубе вертолётоносца «Гвадалканал» слева направо
Рассел Швейкарт,
Дэвид Скотт и
Джеймс МакДи́витт.
Слева:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=88&imageID=KSC-69PC-81 Справа:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=89&imageID=69-H-452 Выглядит экипаж бодро, хотя какая-то небольшая истощённость на лицах заметна. Но вряд ли это результат десятисуточного пребывания в невесомости в ограниченном пространстве без беговой дорожки и вакуумного костюма. После заявленных десяти суток их бы на носилках должны были бы носить
Слева:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=90&imageID=S69-27921 Справа:
http://www.apolloarchive.com/apg_thumbnail.php?ptr=91&imageID=KSC-69PC-93. Люди выглядят посвежее, они быстро восстановились. А модуль отчего-то почернел.