Телесная индивидуация в рамках фитнес-тренировки

Feb 14, 2011 22:59

Ключевые слова: трансцендентная функция, индивидуация, телесная индивидуация, универсальный идеальный алгоритм
Настоящая работа посвящена поиску путей телесной индивидуации в рамках фитнес-тренировки. Производится попытка объединить методы фитнес-тренировки и телесно-ориентированной психотерапии в свете аналитической психологии.

CORPOREAL (BODY) INDIVIDUATION IN FITNESS

Keywords: transcendental function, individuation, corporeal individuation, universal ideal algorithm
This work is devoted to researching the techniques of corporeal individuation in the framework of fitness training. This is an attempt to combine the methods of fitness training and body-oriented psychotherapy in light of the analytic psychology.

В историческом плане восточные духовные практики и культура Древней Греции всегда подчеркивали единство, тела и духа или тела и разума. Даже современный термин физическая культура в буквальном смысле можно перевести как физическое поклонение свету (духу).
К. Г. Юнг относил тело к сфере эго, его теневой стороне [6]. В своих работах по исследованию процесса индивидуации К. Г. Юнг очень широко применяет работу по созданию мандал. Мандала - это универсальная символическая модель мироздания и человеческого сознания, космических процессов, галактических циклов и жизненного принципа всех живых существ. К. Г. Юнг указывал, что многие его клиенты не только рисовали мандалы, но и вытанцовывали их [6].

Буддийская мандала является опущенной вниз проекцией ступы, и центр мандалы является проекцией ее оси. В ее центре располагали божественные силы, иногда обозначая их равноконечным крестом. По аналогии проекция человеческого тела образует подобие круга, а гипотетический центр будет соответствовать проекции позвоночного столба - центру самости.
«В литературе йогов можно найти ссылки на то, что позвоночный столб является горой Меру человека-микрокосма. А это - та гора....., согласно буддийской космологии, находится в центре Земли, а вокруг нее расположены четыре континента.. (центр и четыре стороны есть классическая мандала - авт) ...» «Позвоночный столб поэтому выступает своеобразной антенной, связывающей человека с космосом, его энергией.» [5]
Телесный психотерапевт А. Лоуэн считал: «отсутствие сильного «хребта» ассоциируется с отсутствием сильного эго и с утратой чувства самости» [2]. Современные исследования подтверждают взаимосвязь патогенеза клинических проявлений остеохондроза со слабой степенью целостности структуры личности [4].
В теории фитнес-тренировки считается, что работа в тренажерном зале задействует крупные мышцы в динамическом режиме и строит пропорции тела, регулируя толщину поперечника мышц. Тренировка на площадке «умное тело» в формате пилатеса опосредованно работает с глубокими мышцами, которые напрямую влияют на осанку. Но при всей эффективности работы пилатеса нами были выявлены недостатки: при спазмированых мышцах физическая нагрузка приводила к травмам, организму навязывался внешний алгоритм, не учитывая внутренних потребностей, отсутствовала работа с психологическим паттерном движения и всплывающими содержаниями сознания. Мы посчитали нужным восполнить данный пробел и создать систему тренировки, объединяющую в себе работу с крупными мышцами (строительство тела), глубокими мышцами (коррекция осанки) и телесную психотерапию. Если Юнг определял процесс индивидуации как путь между эго и самостью, то поддающиеся произвольному управлению крупные мышцы, можно отнести к сфере Эго-сознания; глубокие мышцы (расположенные вдоль позвоночника) неподдающиеся сознательному управлению - к сфере бессознательного. Как правило, болевой синдром бывает вызван оппозицией глубоких и поверхностных мышц, которые следует примирить (причиной оппозиции мышц будет внутренний конфликт). Поэтому мы решили обозначить процесс приобретения телесного единства произвольно и непроизвольно управляемых мышечных групп - телесной индивидуацией. Для этой цели были определены две системные триады основных режимов работы мышц относящихся к сознательной и бессознательной сфере.
Первая триада - сознательная сфера режимов: 1) динамический режим работы мышц; 2) статический режим; 3) статодинамический режим. На уровне произвольных (эго-сознания) движений этим режимам соответствует: 1) упражнения на силовых тренажерах; 2) лечебные положения ЛФК (вхождение в асану хатха-йоги); 3) упражнения пилатеса.

Вторая триада - уровень непроизвольных движений (состояния транса)- является отображением первой системной триады: 1а) динамическая медитация, спонтанный танец, мы применяли упрощенную методику «Ключ» Х. Алиева; 2а) статическое положение тела в трансовом состоянии (глубокое пребывание в асане); 3) автоколебательные движения - использовали волгоградскую систему «Комплексная система самоуправления» (КСС) М. П. Чернова. Эта система основывается на непроизвольных движениях глубоких мышц позвоночного столба, что позволяет легко перейти от сознательного руководства внешних алгоритмов (произвольных движений) на руководство и управление внутренней системой организма (управляемой саморегуляцией). В отличие от пассивных трансовых состояний данная методика учит не только передавать управление внутренним алгоритмам, но и обучает сотрудничать с «движениями» бессознательного. КСС позволяет эффективно снимать болевой синдром в районе позвоночника, утилизировать различные психические состояния, вербализовать их, трансформировать всплывающие образы, привязывать их к соматическим ощущениям или наоборот переводить ощущения к трансцендентным идеям. Принципиальная особенность непроизвольных движений системы ККС в том, что работа напоминает статодинамический режим, который характеризуется минимальными по амплитуде изменениями длины мышцы и такими же минимальными изменениями напряжения, или, очень медленным изменением длины мышцы, при неизменном напряжении. При выполнении упражнения в работе участвует не только мышца, но и сухожилие. Но в данном случае движения являются автоколебательными и определяются физикой как незатухающие колебания в диссипативной динамической системе с нелинейной обратной связью. Автоколебания отличаются от вынужденных колебаний тем, что возникновение автоколебаний и их частота определяются внутренними свойствами самой автоколебательной системы. Все это указывает на то, что движения в этом режиме являются проявлением психических элементов бессознательного. Можно сказать, что в теле активизируются универсальные процессы самолечения, которые работают на принципах дополнительности. Сознание тела организует самокоррекционное движение энергетических процессов, которые одновременно проявляются в теле в виде «формы» - конкретных движениях. Притом форма и последовательность движений всегда идеально подходят решаемой задаче в данное время. Примиряются принципы универсальности и индивидуальности. В физических движениях разных людей можно увидеть некоторые базовые движения и методические закономерности, и в тоже время каждое занятие неповторимо и приносит новые двигательные элементы, отражая индивидуальность конкретного организма. На определенном этапе накопленная сумма двигательных элементов переходит в новое качество более сложных физических движений. За этим «бесконечным развитием» усложнения форм проявляется разворачивание «мандалического ряда». В дальнейшем форма движений перерастает в танец и естественно эволюционирует в движения, характерные при работе по методике «Ключа» Х. Алиева. В таком танце всплывают различные движения из таких систем как йога, ушу, народные танцы и т. д.
Можно найти и исторические параллели подобных процессов в Китае. Известны «упражнения ихэтуаней» при подготовке подростков к Боксерскому восстанию (1898 - 1901 гг.). Учеников вводили в измененное состояние сознание, в котором они отождествлялись с героями боевых искусств, что позволяло им выполнять боевые приемы без предварительного обучения. [5]
Е.Н.Князева считает, что такой процесс обучения происходит через смысловое поле. «Обучение имеет резонансную природу: осуществляется ускоренный переход к новым, модифицированным структурам знания и поведения. Грубо говоря, происходит своего рода «штамповка», матричная передача целостных образцов знания, что составляет основу для последующих творческих изысканий индивидуального разума». [7]
Актуализацию двигательных элементов духовных практик можно объяснить проявлением в сознании клиента элементов коллективного бессознательного. Таким образом, может происходить вхождение личности и индивидуальности в поле общей и национальной культуры. По-видимому, паттерны движения различных культур имеют общие базовые принципы формирования. В неком смысле такие движения переходят на грань искусства и могут нести сознанию непонятный смысл обрядового действия, помогая переходить индивиду на новые уровни функционирования. В данном случае можно вспомнить слова Н.К.Рериха: «Искусство объединит человечество. …. Искусство имеет много ветвей, но корень един» [3]. Для дальнейшего исследования данного вопроса необходимо исследовать кросскультурные взаимосвязи обрядовых движений или искать универсальные закономерности возникновения движений на символическом уровне.

В процессе такой работы обычно всплывают визуальные растительные образы, отражающие состояние позвоночного столба. Иногда это качающий тростник на ветру или раскачивающая водоросль в воде. Трансформация этих образов (их эволюция) ведет к стойкой и положительной динамике при работе с заболеваниями позвоночника. На этапе трансформации образов используются приемы аналогичные приемам символдрамы.

Психологическими причинами нарушений осанки во фронтальной плоскости часто оказывались семейные нарушения в отношениях мать-отец (например, развод). Сутулость у детей развивалась в связи с подавлением свободной воли ребенка и игнорировании его интересов. Всевозможные грыжи межпозвоночных дисков и остеохондрозы проявлялись у клиентов, воспитывающихся в неполных семьях или при слабой роли отца в семье. Также были выявлены спазмы шеи и бедер при неразрешенном эдиповом конфликте. Спазмы мышц поясничной области часто указывают на подавление сексуальной сферы или унижения мужской или женской роли человека. Можно сделать вывод о значительном вкладе психической роли отца в развитии позвоночника и формировании осанки.

Работу с клиентами мы проводим по нескольким направлениям:
1. Укрепление Эго-сознания - строительство мышечного корсета из крупных мышц с использованием стандартных фитнес-тренировок по внешнему алгоритму.
2. Выявление элементов бессознательного - непроизвольных элементов движений позвоночного столба и всего тела.
3. Поиски взаимосвязи травмирующих событий и заболеваний позвоночника и мышечных зажимов.
4. Пробуждение Идеального универсального алгоритма как функции Самости в форме реализации внутреннего алгоритма движения (пробуждение сознания тела).
5. Трансформация и интеграция всплывающих образов и смыслов.

В рамках тренировки в тренажерном зале работа начинается с крупных мышц на силовых тренажерах. Затем подбираются упражнения (произвольного управления), опосредованно затрагивающие глубокие мышцы, например, упражнения из системы С. М. Бубновского [1], и после разогрева и проработки всего тела переходим к непроизвольным движениям позвоночного столба, которые, расширяясь, охватывают все тело.
Происходит центростремительное движение от крупных мышц (эго) к глубоким мышцам позвоночника (бессознательному) на уровне произвольных движений с последующим центробежными направлением непроизвольных движений от позвоночника (самости) с захватом всего тела на уровне спонтанной саморегуляции. Эти движения наполнены всплывающими из бессознательного различными двигательными паттернами, которые являются важными строительными элементами телесной индивидуации. (В этом свете все неосознанные движения тела человека: поглаживания частей тела, «потягивания» являются процессом самолечения и прорывом из подсознательного психических элементов компенсаторной природы). Эти элементы интегрируются методами телесно-ориентированной психотерапии, аналитической психологии и арт-терапией. В процессе тренировки постоянно происходит диалог между сознанием и телесным подсознанием клиента. К концу тренировки мы приходим к единству между глубокими и поверхностными крупными мышцами тела, к единству телесного и психического движения.

Данный метод телесной индивидуации показал свою эффективность по нейтрализации конфликта между глубокими и поверхностными мышцами тела, что выражалось в снижении болевого синдрома при межпозвоночных грыжах, артрозах, сколиозах, и болей психосоматической природы. У клиентов снижалось психо-эмоциональное напряжение, улучшалась саморегуляция и осанка, отмечался личностный рост.

Список литературы

1. Бубновский С. М. Руководство по кинезитерапии. Лечение боли в спине и грыж позвоночника. Изд.2-е.: М., 2004. - 112 с.
2. Лоуэн А. Любовь и оргазм / Александр Лоуэн; пер. с англ. Е. Поле. - М.: ООО "Издательство ACT"; Институт общегуманитарных исследований, 1998. - С. 28
3. Рерих Н.К. О Вечном. Врата в будущее. - М.: Республика, 1994. - С. 23
4. Саховский П.И., Гарифуллина М.М., Валькова Т.Н. Перспективность личностного подхода в изучении патогенеза клинических проявлений остеохондроза позвоночника // Альтернативная медицина. - 2004. - №1. - С. 10-11.
5. Этинген Л.Е. Мифологическая анатомия - М.: Издательство "Институт общегуманитарных исследований", 2009.- С.55-59
6. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции, исследование процесса индивидуации: пер. с англ. / Карл Юнг - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998.- 295 с.
7. Князева Е. Н. «Трансдисциплинарные стратегии исследования в науке будущего» // Материалы Московской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего», журнал ежегодник «Дельфис» М., 2001, с. 57.
8. Лепехов С.Ю., Абаев Н.В. Роль психологической регуляции в политической деятельности тайных религиозных объединений традиционного Китая//«Психологические аспекты буддизма 2-е изд. - Новосибирск; Наука. Сиб. Отд-ние, 1991.-с.132
Next post
Up