Александра Бушкова, конечно, надо было читать вовремя, когда гремел. Но, решил, знакомиться рано или поздно надо, в культурную ткань страны входит. Взял для начала что поменьше, "Меж трех времён". Вполне себе изящная вещица, неплохо придуманная и исполненная. Может, с ёрничеством перебор, ну да - примета времени.
Двинул дальше методом тыка во что-нибудь опять недлинное, "Провинциальная хроника начала осени". Тоже интересная, не сказать чтоб новая, задумка - переосмысление древнегреческого мифа. Маленькая повесть, создана строго для иллюстрации авторской идеи, отсюда некоторая механистичность, лёгкое натягивания совы на глобус, но в целом отторжения не вызвало.
И решил я, наконец, пойти по большому, взял "Россия, которой не было". Шумела же в своё время? Ну и вляпался в промышленные количества того, на что закрывал глаза раньше ввиду малых доз. Самолюбование + неизобретательность в полный рост. Ладно бы только скучно было или глупо (поучился бы хоть у того же Галковского лихости и непредсказуемости гипотез). Подростковый апломб слегка образованного и от этого чрезмерно уверенного в себе человека - вот что не дало дочитать труд. Пробежался пунктиром исключительно для похихикать и эту фамилию для себя закрыл.
Евгений Чижов "Тёмное прошлое человека будущего".
Не отпускало ощущение, что уже читал когда-то, но напрочь забыл сюжет, только от стиля осталось смутно-приятное воспоминание. Стиль хорош тем, что адекватен описываемому времени, 1993 году. Зыбкость, сюрреализм, жестокость, не воспринимаемая всерьёз. Не буду и тут сюжета касаться, посмотрю, сколько лет надо на забыть.
Раз речь про стиль, выцеплю пару фраз, удачную и неудачную: "похожие на двух непохожих братьев" (про двух мелких бандюков); "сон извлекается из ночи, как разноцветный платок из пустого черного цилиндра".
Джо Аберкромби "Первый закон". Удивительно и необъяснимо, что после
Гжендовича я (ну, всё же не сразу) взялся за ещё одну необъятную сагу ещё одной надежды современного фэнтези. Возможно, подсознательно собирался бросить на полпути эту нудятину и с полным правом проставить галку (крест) на этой полке. Не вышло, вещь оказалась вполне достойной: осмысленной, с живыми персонажами и логичным сюжетом. В отличие от.
Героев, глазами которых нам показывается этот мир меча и магии, шестеро, разных сословий, занятий, возврастов, полов и географии. На первое лицо, тьфу-тьфу, нигде не сбиваемся. Каждый герой имеет предысторию и какую-никакую дугу характера, от серьёзно переродившегося гусара (в водевильном смысле слова) Джезаля до серьёзно расширившей кругозор, но так и оставшейся боевой машиной Ферро. Все условия, чтоб читатель выложил из этой мозаики максимально объективную картину. Картина выходит печальная, жизненная, все непрерывно убивают друг с друга. Насколько это неизбежно для человеческой истории или людские войны это всего лишь метод борьбы двух волшебников, поссорившихся много тысяч лет назад, решайте сами: от лица волшебников повествования нет, второго так вообще не видим.
Основная идея, вбиваемая в голову без отвлечения на увлекательные приключения, проста: война - зло, страдают и победители, и побеждённые. Другая мысль, автором возможно и непредусмотренная, но в мозгу непрерывно ворочающаяся: за кого болеть-то? Маг Байаз, симпатичный старик в начале книги, проявляющий себя безжалостным манипулятором к финалу, всё-таки получает мой голос. Он строит цивилизацию, Кхалюль мстит за учителя. Что бы там ни случилось в начале времён (а у нас только несколько "ненадёжных свидетелей"), каким бы говнюком Байаз себя тогда ни проявил, история за него. Каким бы отвратительным, самодовольным, жадным ни был Союз, это более цивилизованное образование, чем теократия Гуркхула или племенной котёл Севера.
Когда радует произведение в целом, прощаются и всякие мелочи:
- чего Глокта так с зубами мучается, кашкой пробавляется, когда протезы ещё в Древнем Египте делать умели;
- что за хрень творится с боевой магией Байаза? В Адуе щелчком пальца аккуратно взрывает надоедливых стражников, чисто Доктор Манхеттен Роршаха, а как в поле надо отбиться от заградотряда, так шарашит по окрестностям ядрён-батоном, после чего всё вокруг горит, пофиг свои/чужие, и на отдышаться нужны недели. Юлвей вон едоков - не простых воинов! - тоже аккуратно успокоил, а ведь послабее Первого Мага должен быть.