Мрачные истории об убитых младенцах. В интернете полно информации об утбурдах, так что подробно расписывать про них не буду. Но если вкратце, утбурд (или myling)- это злой дух убитого младенца. Возникновение поверий об утбурдах связано с распространенной практикой умерщвления младенцев, родившихся с физическими недостатками, а также внебрачных детей. Согласно статистике, в Швеции 17-го и 18-го века умерщвление младенцев было самым распространенным типом убийства. Озлобленные утбурды запрыгивали прохожим на спину и требовали, чтобы те отнесли их на кладбище. Но по дороге туда утбурд становился все тяжелее и мог раздавить прохожего или же убить его, когда тот уже не мог двигаться.
Следующие три истории приведены в книге Raimund Kvideland и Henning Sehmsdorf "Scandinavian folk belief and legend."
John Bauer (только это не утбурд, просто тролленок)
«В Onager i служанка родила вне брака и тайком умертвила дитя. В том приходе жил бедный батрак по имени Писли. Она взяла его чулок, засунула туда ребенка, и закопала. Через некоторое время она собралась замуж, вот и устроили пир на весь мир. А когда начался танец невесты, то в дома закатился мертвый ребенок прямо в чулке, запрыгнул в середину хоровода и запел: «Моя мать надела золото, а я танцую в шерстяном чулке, а я танцую в чулке Писли!» Потом он подкатился прямо к ногам своей матери, но она упала в обморок и ее унесли прочь. Вот так свадьба и закончилась.»
(История записана на Фарерских островах и опубликована в сборнике Якоба Якобсена в конце 19го века)
«В Visserjarda когда-то жил фермер, у которого умирали все новорожденные телята. Каждый теленок мог прожить только одну ночь, а наутро его находили мертвым, и никто не мог понять, что же происходит. Как-то раз корова опять отелилась, а в то время на ферме гостил сапожник. Фермер спросил его совета, почему же не удается сохранить жизнь ни одному теленку.
-Ничего, уж я об этом позабочусь,- отвечал сапожник.
Вечером новорожденного теленка перенесли в ту комнату, где сидел гость. В те дни новорожденных телят вообще часто заносили в дом.
Некоторое время сапожник шил, а потом в комнате появился малыш, одетый во все серое и ростом ниже полуметра. Он взял теленка и начал с ним плясать. Сапожник глазам своим не верил, но малыш подошел к нему и заговорил:
- Сапожник, вот ты шьешь, а я - я танцую с теленком!
Затем он вернулся к теленку и плясал с ним так долго, что тот упал замертво. Сапожник подумал, что все это очень странно.
-Что ты такое?- спросил он малыша.
-Я живу в ведре возле ног служанки, - ответил малыш.
-Ну и ну, - отозвался сапожник.- Вот так дела.
Тут малыш исчез, а поутру, когда фермер пришел навестить гостя, теленок был, разумеется, уже мертв.
-Мало же от тебя проку, - упрекнул хозяин сапожника, но гость попросил его не торопиться. Он приказал разжечь огонь пожарче, затем подошел к кровати, на которой спала служанка, оторвал изножье, нашел там ведро, засунул в замок булавку, а после швырнул ведро в огонь. Из ведра сразу же послышались крики:
-Вытащи булавку, вытащи булавку!
Но они лишь подбрасывали дрова до тех пор, пока ведро полностью не сгорело.
А дело было вот в чем: фермер обрюхатил служанку, а когда родился ребенок, они убили его и заперли в ведре, которое поставили в изножье кровати, чтобы он оттуда не выбрался. Тогда малыш начал мстить им, убивая телят. Но с того самого дня телят уже никто не тревожил.»
(Записано в 1933 году со слов Johan Sjodin (1858 года рождения) в Visserjarda, Швеции)
«В Heroyvika что возле Korsnes (Норвегия) есть большой мельничный пруд. Когда-то на холме стояла мельница, а в пруду при ней водились призраки. Рассказывали, что вокруг пруда бродят маленькие мальчики, а прохожие слышали детские крики в близлежащем лесу. Как-то раз поздно вечером одна женщина отправилась из Tysnes в Korsnes. Когда она подошла к пруду, то услышала те самые странные голоса, которые многие уже слышали до нее. Кто-то стонал и плакал так жалобно. Женщина прислушалась, а потом разобралась, что к чему, и произнесла отчетливо и громко, так, чтобы ее слова донеслись и до леса: «Нарекаю тебя Сигрид или Йон во имя Отца, Сына и Святого Духа.» Стоило ей только произнести это, как все стоны умолкли, и с тех пор никто не слышал призраков возле мельничного пруда.»
(Поскольку не всегда было ясно, мальчик ли этот утбурд или девочка, то в случае их крещения упоминали два имени - мужское и женское, например, Анна и Йон. Данная история была записана в Tysfjord, Норвегия, и опубликована в 1935 году)