Методика обретения счастья

Sep 17, 2012 15:57






«Человек создан для счастья, как птица для полёта», - не думаю, что кто-то из вас сомневается в справедливости этих слов. Каждый из нас стремится к счастью. Общее понятие «счастье» складывается из множества мелких частей. Пожалуй, самые простые и очевидные из них - это удовлетворение первичных потребностей нашего организма. Мы едим, пьём, спим, дышим, одеваемся по погоде. Даже в мелочах мы ищем удобств. Никто не сочтёт удобным стул, из сиденья которого торчат гвозди. Здесь мы ориентируемся на собственные ощущения, и они нас не обманывают.

Когда речь заходит о чём-то более глобальном, мы частенько прислушиваемся к чему угодно, делаем что угодно, только не то, что нам, на самом деле, нужно. В итоге часто оказывается, что, вроде бы, всё хорошо, а счастья нет.

Принимая важнейшие решения, от которых, в сущности, зависит наше счастье, мы ориентируемся на то, что «так принято», мы ориентируемся на всяческие «рейтинги популярности», на мнения других людей, авторитетных или не очень печатных изданий, на всяческие предрассудки. Голос наших собственных желаний почти неслышим в этой какофонии.

Особенно мне «нравятся» высказывания в стиле: «хочешь быть счастливым - будь им». «Будьте счастливыми», - говорят нам разными способами и разными словами. Но если вдуматься в смысл этих призывов, окажется, что все они одинаково пусты. В них нет методики. Они не отвечают на вопрос «как», и, поэтому, не несут никакой ценности.

К счастью, ответ на вопрос: «как быть счастливым» есть.

Счастье женщины - в детях?

Главная проблема поиска счастья заключается в универсальности всех тех советов, мнений, взглядов, которых мы пытаемся придерживаться. Здесь полно утверждений, которые мы воспринимаем как абсолютную истину.

Например: «Счастье женщины - в детях». Казалось бы - это справедливо для всех женщин. Это расхожее мнение настолько укоренилось в общественном сознании, что даже те женщины, которые чувствуют, что для них настоящее счастье - в чём-то другом, не верят своим ощущениям.




Если такая женщина родила ребенка, но он не вызывает в ней такого безусловного восторга, какой должен (обратите внимание - «должен» - только если следовать общественному мнению), она страдает, считает себя плохой матерью, размышляет о том, что в ней что-то не так. Она пытается посвятить себя исключительно ребенку, пытается убедить себя в том, что стоит еще немного потерпеть, посидеть дома, и тогда счастье придёт. А счастье не идёт. Но общественное мнение, которое выражается и в её собственных мыслях, и в отношении к ней мужа и родни, непреклонно. «Ребенок - это женское счастье».

Женщина, которая попала в подобную ситуацию, страдает, превращаясь в «домашнюю» маму. «Хочу выйти на работу, но моим смыслом жизни должен быть ребенок… Я - плохая мать, никчёмная жена». И даже если она выйдет на работу, она будет пытаться найти счастье в ребенке, а когда этого у неё не будет получаться, продолжит страдать.

Думаю, она очень удивилась бы, узнав, что такие её ощущения абсолютно нормальны. Что ей, для того, чтобы чувствовать себя счастливой, нужна профессиональная реализация, карьерный рост, прекрасный внешний вид и постоянная смена обстановки. Всё это способно сделать её по-настоящему счастливой. И если всё это у неё будет, того подъема и хорошего настроения, которые ей это всё приносит, хватит и на то, чтобы быть прекрасной матерью. Она такая от природы. Это идёт вразрез с общественным мнением, но собственные ощущения, собственную сущность не обманешь.

Основная причина наших страданий заключается в том, что мы воспринимаем «общественное мнение» как абсолютную, справедливую для всех истину. Иногда внутренне ей сопротивляемся, но, в итоге, примыкаем к большинству. Обычно - ценой собственного счастья. На самом же деле, абсолютной истины в поисках счастья не существует. Истина есть, но она для каждого человека своя. Точнее - своя для отдельных групп людей, обладающих сходными природными задатками.

Счастье - престижная профессия?

Вот вам еще один пример. В обществе укоренилось мнение: «Всем нужно высшее образование и престижная профессия». Признаться, я сам в недалёком прошлом приходил в ужас, когда общался с людьми, которые не стремились поступить в ВУЗ. Этим утверждениям можно найти массу рациональных объяснений.

Общественное мнение предписывает каждому, окончившему школу, поступать в ВУЗ. Причём, опять же, следуя актуальному на данный момент общественному мнению, учиться лучше всего на юриста или на экономиста, или на управленца - в общем - на того, кто больше всего зарабатывает. Искусство, например, теперь не в почёте. Как правило, если родители не видят в ребенке каких-то особых стремлений (а зачастую - не хотят видеть), его отправляют учиться именно на одну из вышеупомянутых специальностей.

И вот, на фоне этого стремления, в интеллигентной семье Н. растёт мальчик, который с детства очень любит что-нибудь мастерить. Однажды, случайно, к нему попал журнал о ювелирном искусстве, и он понял, что больше всего на свете хочет этим заниматься.

Он всё свободное время проводит в гараже. Иногда показывает родителям то, что сделал. «Красиво, но кому это сейчас нужно», - рассуждают родители. «На безделушках денег не заработаешь, нужна хорошая работа».

Когда мальчику приходит время определяться с дальнейшей судьбой после школы, его решают определить в ВУЗ. Ему всё так же нравится мастерить «безделушки», но это в расчёт не принимается. Так как других пристрастий у него нет, семейный совет отправляет его учиться на один из «универсальных» факультетов. «Поучится, ума наберется, выкинет из головы свою ерунду, да и в армию не заберут».

В соседнем городе есть ювелирное училище. Но этот вариант даже не рассматривается. «Непрестижно». «Наш сын - в ПТУ - да не бывать этому». Где-то далеко стоит ВУЗ, где готовят людей искусства, там есть факультет, где учат вещам, интересным мальчику. Но этот вариант семью тоже не устраивает: «Кому это нужно? Не те сейчас времена».

В итоге, мальчик поступил учиться на управленца, поначалу всё так же мастерил в свободное время «ерунду», да потом забросил. Отучился, устроился, не без помощи родителей, на хорошее место.

Всё у него хорошо. Только почему-то, каждое новое утро начинается у него не с улыбки и предвкушения интересного дня, а с проклятия… Он исполняет свои обязанности, у него неплохо получается, но чувствует он, что не тем занят. Нет в его жизни настоящего счастья.




А ведь не заглуши общественное мнение его желания заниматься ювелирным делом, отправь его родители тогда в училище (или в соответствующий ВУЗ), был бы он теперь счастливым человеком. Реализовался бы профессионально, и, гарантированно, зарабатывал бы больше, чем теперь. Люди восхищались бы его работами, а он восхищался бы жизнью. Для этого нужно было не так уж и много - пойти наперекор общественному мнению, прислушавшись к его детским (но соответствующим его природе) желаниям.

Как найти счастье?

Выше мы рассмотрели пару примеров. На самом деле таких примеров - бессчётное количество. Каждый из нас может найти их в собственной жизни и в жизни близких. Но пресловутое «общественное мнение», к которому мы автоматически прислушиваемся, не даёт нам особенных вариантов. Отсюда - и глобальная нехватка счастья в наших жизнях.

Первый шаг к обретению счастья - это глубокое понимание собственной природы. Прекрасный инструментарий для такого понимания представляет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Так, в первом примере мы рассматривали женщину, обладающую кожно-зрительным сочетанием векторов. Для таких женщин подобное отношение к детям совершенно естественно. Если бы женщина из этого примера поняла бы себя, свои природные особенности, с системной точки зрения, это мгновенно сняло бы напряжение с проблемной ситуации, и показало бы ей путь к счастливой жизни. Она не чувствовала бы себя плохой матерью. Она понимала бы, чего ей не хватает для счастья и знала бы, как действовать. При этом и её окружающим досталось бы позитива от её хорошего состояния.

Наш второй пример - это молодой человек, обладающий анально-зрительным смешением векторов. Он создан природой для кропотливой, тонкой работы. Он мог бы реализовать себя во многих сферах. Например, литературный труд, ювелирное искусство, преподавание. Этот список можно продолжать очень долго, но работа управленца в него не входит.

В нашем случае с детства им завладела тяга к прекрасному. Если бы его родители обладали системным мышлением, они гарантированно бы прислушались к его желаниям и направили бы его в самом лучшем для него направлении. Они понимали бы, что желания не даются человеку случайно или по глупости. Понимали бы, что престижная в глазах общественности профессия - это не обязательно та профессия, которая принесет человеку счастье.

Системно-векторная психология выделяет достаточно большой набор психотипов, представителям каждого из которых свойственны особенные желания, особенные пути к счастью.

Самое интересное заключается в том, что если природа даёт нам желания, пусть - самые невероятные с точки зрения общественного мнения - она даёт нам и способности для их реализации. Даже если все вокруг не верят в то, что эти желания могут осуществиться - это ничего не значит.  Хотеть - значит мочь. А мочь - значит быть счастливым.

Заметка написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

счастье, системно-векторная психология, Юрий Бурлан

Previous post Next post
Up