Ах эта бар-бар-бар-бар-мицва пела и плясала...

Jan 10, 2013 14:41

Когда-то, ещё живя в Массачусеттсе, мы думали, где купить дом. С одной стороны, в более дорогих районах школы получше. С другой... многие русскоязычные иммигранты, обычный средний класс, напрягались, растягивали бюджет до состояния полуневесомости и раскошеливались на пусть и плохо-средненький домик, зато в крутом районе. Пусть у детей будет хороший круг общения и самые-рассамые лучшие школы. Потом, правда, многие жаловались, что детям там стрёмно. У одного одноклассника лошадь с конюшней, у другого Mерседес, третий каждые весенние каникулы ездит нырять куда-то на острова, и так далее. И тут ты в своей одежде из Таргета, на Форде (если вообще машина есть в 16-17 лет) и без акваланга, в самом-рассамом понтово-важном возрасте.

Мои дети тогда были крохами, и понты тинейджеров волновали меня мало. Лошади одноклассников? Ты бы научился на горшок ходить уже! Пoэтому, приехав в Мэриленд, мы купили пусть не дом, а требующий капитального ремонта таунхауз, но зато в Потомаке. Дорогущий престижный город с супер школой. Потому что любой продавец недвижимости вам скажет, что главное - location.

До машин наши дети ещё не доросли, но есть гоночные велосипеды ценой в пару тысяч, лошади вестимо, путешествия в Бразилию или Голландию всей семьёй на весенние каникулы, и так далее. Последний fundraiser проводили в дома мароканского посла, отпрыск которого, оказывается, учится с моим сыном в одном классе (но пользуется куда меньше популярностью, чем пара детей баскетболистов NBA).

К счастью, Натан у меня мальчик мудрый и понимает, что я мать-одиночка с приличной, но обычной зарплатой. Мы вполне хорошо живём, но акваланги, лошади и кроссовки за $250 ему не светят. Конечно, ему тоже хочется в Париж на длинные выходные, или жить в особняке, где игровая комната размером с весь мой дом (а уж чем она напичкана, я даже тут перечислить не берусь), но это такое хотение, абстрактное. Проблем из-за этого не возникает.

Всё бы ничего, но в этом году нас посетило проклятье под названием «сезон бар мицв». Для тех, кто плохо представляет, что это такое: в 13 лет еврейского мальчика впервые «вызывают к Торе», он читает соответствующий данному дню кусок священного текста, после чего считается мужчиной и полноправным членом общины, обязанным соблюдать все предписания - например, поститься на Йом Киппур. Для девочек существует бат мицва (12 лет), куда менее значимое в традиционном иудаизме событие (но нынче у нас равенство в этом вопросе). Бар мицву проходили все еврейские мальчики в течение тысячелетий, и отмечалось это, я думаю, белыми рубашками и вкусным обедом за семейным столом. Если были деньги на вкусный обед.

Но тут пришли американские евреи с толстыми кошельками и за несколько десятилетий превратили бар/бат мицву во вторую (то бишь первую) свадьбу. С рестораном, ансамблем, диджеем, фотографом, подарками для всех гостей, открытым баром (пей сколько хочешь чего хочешь), церемониальным разрезанием торта размером с дом и ресторанной едой от пуза. Гости тоже не лыком шиты - на бар мицву принято дарить несколько сотен долларов. Обычно это идёт на оплату колледжа отпрыска.

Стоит такое удовольствие примерно как свадьба, минус платье и медовый месяц. Десятки тысяч.

У нас тут вокруг очень много евреев, чуть ни треть школы. Бар мицвы почти каждый месяц. И если обычно чужое богатство скрыто от глаз (ну не ходят же в школу с лошадью или в бриллиантах), а рассказы о поездках довольно абстрактны, то тут ребёнок постоянно любуются на то, чего у него никогда не будет. Родители некого Джонатана потратили 70 тысяч (это Натан спросил, потому что офигел от великолепия, и Джонатан по доброй душе поделился), но это скорее исключение. Норма - от 20 до 40 тысяч.

Прошедшую бар/бат мицву на следующий день активно обсуждают в школе. И все приходят в маечках или ветровках с именем праздновавшего - нынче принято гостям одежду дарить. Натан мне так сразу и сказал: можно без диджея (я лучше пообщаюсь с друзьями, чем плясать буду), можно без открытого бара с барменом (сами купим несколько бутылок и сами разольём), но майки ты мне для всех моих друзей вынь да положь. Я не могу быть единственным ребёнком, после бар/бат мицвы которого/й все не ходят в «его/её» футболке. И пригласить тоже надо... кучу друзей. Иначе никак. А персонализированные футболки на все этих друзей стоят несколько сотен долларов. И это, заметим, только подарки гостям. За то, что пришли.

Оказывается, бар мицвы - это такой бизнес в США... только свадьбам уступает, кажется. И не на порядок. Снять небольшую комнату, меньше, чем на 60 человек, всего на два часа (ДВА. ЧАСА.) стоит в нашей синагоге $500. И это пустая комната с голыми столами и стульями. К ней полагается работник синагоги, который «всё уберёт» - за $100 в час. А самим нельзя убрать? Не, нельзя. К тому же синагоге, намекнули нам, полагается donation. Он же, блин, в ней мужчиной стал. Ну, хотя бы несколько сотен. Тут одни 25 миллионов дали.

Я могу эту бодягу продолжать. Долго. В итоге за несколько тысяч, которые не очень есть при моей-то ситуации, но нароем, а что делать, имеем бар мицву, которая примерно 1/10, если не 1/50 того, что у многих других детей. И эти дети будут это потом обсуждать - будьте уверены.

А к религии это всё имеет второстепенное отношение. Джонатан, на которого 70 тыщ грохнули, вообще сын китаянки. Бар мицва была в реконскруктивной - или как её там - синагоге. Мальчик толкнул речь о сложностях роста в двухрасовой семье. Раввин толкнул речь о проблемах мексиканских рабочих во Фрориде, которые собирают помидоры в нечеловеческих условиях. Даже мой совершенно светский ребёнок (который, правда, уже год годовится к своей бар мицве в еврейской школе) офигел от вольностей, которые все они допускали с традиционными обрядами и молитвами. Зато как потом отпраздновали!

Другие бар мицвы, конечно, не столь гротескны, но ортодоксальным иудаизмом там не пахнет. Как не постились, так и не постимся. Как если всё подряд, так и едим. Ощущение, что мы все от иудаизма откупаемся - чем меньше святости, тем больше денег вгрохивается в ритуалы («мы» включает и нас, если что).

Ну и последнее про богатый город. Мои дети, живя с чистом, зелёном, безопасном городе с прекрасными школами, в просторном приличном доме, ходя на кружки, разъезжая по (очень хорошим) лагерям и вообще мало в чём себе отказывая с точки зрения еды/одежды/развлечений совершенно убеждены, что мы бедные. Ну, не бедные-бедные - они не идиоты - но очень средненькие такие, типа lower middle class. У житья в таких городах есть, конечно, масса плюсов, но есть и совершенно гротескные стороны. В частность, полное незнание реальной жизни “out there”.

А я пошла торт заказывать. Вы хотите знать, сколько стоит сделанный на заказ торт для всей этой оравы? Нет, вы не хотите этого знать.
Previous post Next post
Up