А Виолетта умерла от СПИДа

Dec 08, 2010 22:57

Пошла тут моя мама в кино на оперу «Евгений Онегин» в постановке Большого Театра. Вы, возможно, слышали, что oперные театры нынче снимают теперь свои творения на камеру и показывает их в кино. Эдакий HD TV, будто сидишь в первом ряду партера, даже ближе. Это они стараются привлечь народ к оперному искусству. И привлекают. Отжигают так, что мама-не-горюй.

Собственно, моя мама до сих пор, несколько месяцев спустя, давится от смеха при одном воспоминании. Вишневская в каком-то интервью сказала, что после этого «Онегина» она в Большой ни ногой. Мамины подруги, с которыми она пошла в кино, ушли с середины, плюясь. А мама, наоборот, осталась, и так радовалась, так радовалась. Потому что они чистоплюи все, а наша семья знает толк в искусстве и умеет радоваться незамутнённому... ладно, об этом потом.

Больше всего маме понравился Ленский, который сидел на столе (с которого слуги убирали посуду) в тулупе и шапке-ушанке, обнимая ружьё. Типа, арию пел. Потом пришёл Онегин и попытался у него это ружьё отнять. Они там слегка подрались, и Онегин случайно выстрелил. Мультик «Пиф-паф, ой-ёй-ёй» смотрели? Во. Такая дуэль.

А ещё там Онегин пришёл на бал в пальто и никак не мог это пальто никуда присторить. Слонялся по сцене, суя пальто то одному слуге, то другому. Но те гордо дефилировали мимо. В итоге пальто он куда-то засунул, зато не знал, куда сесть. Пошёл нашёл себе стул, протащил этот стул через всю сцену у гордо на него уселся.

Ну и по мелочи - Татьяна, крушащая мебель и запрыгивающая в ярости на стол в процессе написания письма Онегину, на весь мир злая истеричка Ольга, всё время орущая на мать, будто та ей 100 баксов должна, и ария «Ви Роза», которую спел... Ленский. Страшно при этом кривляясь.

Тут надо сделать маленькое лирическое отступление. Я вообще страшная ретроградка, к «классике на новый лад» (типа Ромео и Джульетты в современном Гарлеме или три сестры в костюме свиней) отношусь более, чем прохладно, и вообще в извечном противостоянии сценариста и режиссёра принимаю чаще всего сторону сценариста. Своя рубашка ближе к телу. При всём уважению к режиссёрскому прочтению материала, автора надо уважать. Дополнять и высвечивать - да. Перекраивать на свой лад - нет. Короче, с режиссёрами-новаторами у меня сложные отношения, причём степень новаторства прямо пропорциональна степени сложности. Ну не понимаю я Ленского в образе Деда Мазая, хоть убей.

Но дирекция со мной явно не согласна. Традиционная опера, видать, всем надоела и денег не делает. Надо привносить в неё элемент новизны.

Вот пошли мы с приятельницей на «Трубадура». Да, уже после маминого рассказа об «Онегине». Не испугались. Думали, Метрополитен Опера. Верди. Небось пощадили. Я специально в Нью Йорк поехала на полтора дня.

Знаете, какая сцена вызвала самый бурный восторг публики? Танец блядей. Те, кто начнут мне сейчас с пеной у рта объяснять, что никакого танца блядей в «Трубадуре» нет, не поняли ничего из прочитанного выше. Что значит нет? Будет!

Вот представьте себе, стоят/сидят на сцене солдаты и песню поют. Им завтра крепость штурмовать. И тут на сцену выходит группа весьма вольно одетых девиц. Сначала они просто крутят плечами и бёдрами и трепят солдат по щекам. Потом начинают их обнимать и задирать ноги. Солдаты поют. Пара девиц становится на четвереньки. На одну из них сверху садится солдат. Другие две пристраивают свои зады к бёдрам стоящих солдат и начинают о них тереться, задирая юбки. Что там писал Верди уже никто не слышит, хотя солдаты упорно поют. На сцене полный бордель, кто раком встал, кто сверху сел, публика ржёт, всем весело.

А цыгане? Цыгане (если верить либретто, живущие в горах) там все сплошные кузнецы. На сцене - деревенская площадь, селянки в пасторально-крестьянских костюмах вокруг ходят, и несколько кузнецов. Куют что-то, куют. Потом допевают и уходят, унося свои наковальни. Я недостаточно хорошо помню оперу и сначала вообще не поняла, что это было. Оказалось, цыганский табор с гор спустился. Кузнец на кузнеце и кузнецом погоняет. Пели под аккомпанемент молотков.

Ну я тут ещё на пол-страницы могу про эту оперу... да фиг бы с ней.

Я считаю, Мет не дотягивает. Большой тоже. Молодое поколение по-прежнему выбирает Пепси. А не оперу. Надо продолжить начатое. Например:

1) Перенести «Травиату» в Африку. Смотри заголовок поста.
2) «Кармен» будет хорошо смотреться на фоне забастовки автомобилестроителей Детройта.
3) «Борис Годунов» вообще сплошное занудство. Перенесите кусок оперы в баню и пустите голых девок.
4) По «Аиде» плачет Ирак. Представьте, война в Ираке, американский солдат влюбляется в местную мусульманку, её жених ревнует и ненавидит янки... Какую оперу можно сделать, а? Египет ваш древний - фтопку.
5) «Волшебная флейта». Слушайте, тут вообще пирдуха. Рокеры, нажравшиеся галлюциногенов, попадают... Додумайте сами.

Предлагайте варианты. Оперные театры ищут таланты и свежие идеи. Им тесно в рамках.
Previous post Next post
Up