(no subject)

Nov 16, 2008 22:17

Мамин отдел на работе выписывал все мыслимые и немыслимые литературные журналы. Советские инженеры скинулись и подписались на «Юность», «Дружбу Народов», «Октябрь», «Иностранную Литературу», «Новый Мир» и ещё несколько. Скажу сразу, доперестроечные версии этих журналов я не помню - маленькая была. Где-то с 87-го, когда я стала их читать, и до конца 89-го, когда я это делать перестала (была поглощена проблемами эмиграции), «пустых» журналов у нас дома не было. В каждом печатали нечто, ради чего этот журнал стоило читать.

Я помнила расписание - в какую неделю мама принесёт какой журнал - и знала, когда ждать продолжение той или иной повести или романа.

Длилось всё это меньше двух лет, да и воды с тех пор сколько утекло, а я всё вспоминаю те журналы. Мне казалось, что на моих глазах творилась литература. Пусть даже одни работы были давно напечатаны, другие переведены с иностранного, а какие-то много лет пролежали в столе - всё равно, вот они, в первый раз опубликованные по-русски на моей памяти. К тому же там было много нового, сравнительно недавно написаного, нигде раньше не публиковавшегося. Рассказы и повести были, конечно, неровные, но мне почему-то нравилось самой отделять зёрна от плевел. То есть откровенный дрек редакторы, безусловно, отсекали, но временем эти работы ещё отфильтрованы не были. Не всё же классиков читать - иногда от проблем дворян 19-го века хочется перенестись к проблемам современности.

У меня слабость к литературным журналам, где ни судоку, ни кроссвордов, ни гороскопов, ни сплетен про кинозвёзд, ни фотографий Голливудских красоток. К тем, которыми сильной рукой правят отличные редакторы, умеющие находить и отбирать качественные материалы. К журналам, в которых нет рекламы средств для похудения и услуг адвокатских контор.

В Америке много хороших (англоязычных) литературных журналов; в России их тоже немало. Но все печатают, в основном, своих. А за последние 20 лет из России уехали десятки, если не сотни, талатнливых литераторов - поэтов, прозаиков, публицистов, журналистов. Они раскиданы по всему свету, от Германии до Австралии, а Израиль с Америкой вообще могут открывать филиал Союза Писателей. И большинству этих людей, если только они не успели прославиться до отъезда, печататься негде. Литературных журналов, посвящённых творчеству русскоязычных писателей зарубежья, практически нет.

Пардон, не было. Потому что теперь есть. Точнее, он есть уже почти два года, но я открыла его для себя совсем недавно. Потратила $50 на подписку (журнал толстый, очень хорошего качества, отличная бумага, выходит четыре раза в год) и ни разу об этом не пожалела, взахлёб «проглотив» три увесистых номера за несколько дней. Называется этот журнал Время и Место, а выпускает его некий ньюйоркский бизнесмен по имени Игорь Шихман.

Я понятия не имею, кто такой Игорь Шихман. Зато я знаю, что в Нью Йорке много преуспевающих русскоязычных бизнесменов, но ни один не издаёт на свои деньги литературный журнал. Проект, мягко говоря, убыточный, поскольку рекламы в журнале нет (там вообще ничего нет, кроме литературы), а подписчиков у подобных журналов мало по определению. Тем не менее, господин Шихман продолжает вгрохивать в него тысячи долларов и уверяет, что будет делать это и впредь. Более того, он не лезет в каждодневную работу редакторов журнала и не диктует им, что печатать.

Цель редакторов, помимо качества материала, - охватить как можно больше стран, где живут наши писатели. Тут вам и Испания, и Восточная Европа, и Латинская Америка... Журналу покровительствуют (и печатаются в нём) доволько известные люди вроде Рубиной, Вайнера или Веллера, но я нашла там и много новых имён. Как и перестроечные журналы моей юности, журнал «Время и Место» неровен. Там есть очень сильные работы, а есть и послабее. Но «фигни на постном масле» я там не увидела. Зато нашла прекрасные рассказы, стихи и воспоминания. И ещё там масса открытий, жемчужин - не вошедшие в собрание сочинений ранние стихи Маршака; ни на что не похожее, сильнейшее эссе-воспоминание о Чечне 50-х; на редкость остроумные юморески; искрящиеся рассказы...

Каждая обложка - картина какого-нибудь талантливого и известного русского художника, живущего за рубежом. В журнале - небольшая статья об этом художнике и его судьбе. Некоторые обложки - просто чудо. Вообще журнал удивительно Качественный, с большой буквы. Как форма, так и содержание.

Насколько я знаю, приобрести его можно откуда угодно, при чём цена подписки одинаковая, несмотря на разницу в цене пересылки. У них на вебсайте всё расписано. Моим американским и канадским друзьям, любящим хорошую современную литературу, я рекомендую журнал особенно настоятельно. Почти все могут позволить себе потратить полтинник на стоящее дело. Очень хочется, чтобы журнал стал если не окупаться, то хотя бы не прожигать огромные дырки в карманах литературного подвижника Шихмана. У меня в этом деле личный интерес. Нет, они меня не печатали (да я туда пока ничего и не посылала). Я не знаю никого из редакции лично. Мне просто очень хочется, чтобы этот журнал выжил.
Previous post Next post
Up