Цветы и бабочки

Oct 15, 2008 11:59

Оставшись пару недель назад без работы (ша! всё хорошо - уже нашла новую), я решила не терять времени даром и помочь учительнице младшего сына. Ей очень нужны были комсомольцы-добровольцы из родителей для всяких школьных проектов. Большую часть времени я провела копируя, клея и скрепляя всякие бумажки, а также сортируя ворохи картинок и текстов по папкам. Но пару раз Мисс Эндельман (вне школы - очаровательная девушка по имени Николь, которую обожают дети) просила меня помочь ученикам.

Я уже много раз читала, что характер полностью формируется если не к трём, то уж к пяти годам точно. И никогда не верила - да они же маленькие такие, там столько можно изменить ещё. Возможно. Однако поработав пару часов в классе Мисс Эндельман, я перешла в разряды верующих.

У каждого ребёнка в нулевом классе есть "своя" неделя. Он приносит из дома несколько вещей, которые должны иллюстрировать его инересы, пристрастия и хобби, рассказывает о себе, а потом дети делают ему книжку с картинками. Каждый ребёнок разрисовывает одну страницу. В тот раз «королём недели» был мальчик по имени Натан. Не путать с моим старшим сыном. (Для непосвящённых - Натан в Америке довольно распространённое и совершенно нееврейское имя. Этот конкретный Натан вообще наполовину индус.) Натан принёс в класс дудочку, очки для плавания и сачок. Он рассказал, что любит плавать в бассейне, играть на музыкальных инструментах, а также ловить бабочек и жуков.

Дальше каждому ребёнку предлагалось нарисовать одно из любимых занятий Натана, написать, что картинка изображает, и подписаться. Детям лет 5-6, поэтому рисуют и пишут они ещё довольно плохо. Многим нужна помощь. Мисс Эндельман забегалась и попросила меня помочь. И вот тут началось самое интересное.

Половина детей справилась без помощи взрослых. Раз-два, тяп-ляп, быстро что-то нарисовали, накалякали, сдали учительнице и побежали к столу с книжками и игрушками. Эта группа отнюдь не однородна. У одних, в силу природных способностей и/или раннего развития, получилось довольно сносно, а то и откровенно хорошо. Про этих потом будут говорить, что они «берут мозгами» и ласково качать головой - мол, такие умненькие, им бы ещё немного старания... Другие ни рисовать, ни писать толком ещё не умеют, но и стараться не хотят. У них вышло черти-что. Их потом будут называть лентяями и оболдуями, хотя усилий они приложили ровно столько же.

Вторая половина сидела в ступоре и ждала тётю. Учительницу, родительницу, не важно кого. Им нужно было объяснить, помочь и подать идею. Большинство не могло даже решить, что рисовать. Натана с дудочкой? Натана в бассейне? Натана на лугу с бабочками? Они сомневались, колебались, просили всё написать за них или переспрашивали каждую букву в слове «бассейн» (это он по-русски сложно пишется, а по-английски - pool). Многие из них тоже были способными и могли многое сделать сами, но не хотели. К тому же без похвалы или подбадривания взрослого они не были уверены, что картинка «сгодится». За одних приходилось всё делать, других надо было просто подбадривать на каждом шагу, и результаты были разного качества, но ни один из этих детей, вне зависимости от природных способностей, не мог и не хотел мыслить самостоятельно.

И тут я увидела ЕЁ. В углу сидела девочка и старательно что-то рисовала. Она никуда не спешила и прилагала явные усилия. Помощи не просила. По тому, как она держала карандаш и наносила штрихи на бумагу, я сразу поняла, что рисовать и писать она уже умеет хорошо. Вот оно, подумала я. Идеальное сочетание способностей и трудолюбия. В классе 20 детей, и только одна такая. Вот она добьётся настоящего успеха, в отличие от всех этих оболтусов. Я подошла и заглянула девочке через плечо.

Внизу листа было аккуратно и грамотно написано: «Натан ловит бабочку». (Да, пятилетняя девочка написала слово butterfly без единой ошибки.) Но ни Натана, ни бабочек на картинке не было. Она рисовала красивые, яркие цветы, аккуратно выписывая каждый лепесток. Поскольку помощи она не просила, к ней никто не подошёл, и до сдачи листов оставалось меньше минуты. Было совершенно очевидно, что ни Натана, ни его бабочки на картинке уже не будет. Да и зачем они, когда такие цветы?
Previous post Next post
Up