А вы чечётку бить могли бы под флейты... ну хотя бы Баха?

Feb 10, 2007 20:30

Савиона Гловера (Savion Glover) не так-то просто увидеть на сцене. После нескольких лет на Sesame Street, сумашедшего успеха Bring in ‘Da Noise, Bring in ‘Da Funk, кучи наград за хореографию этого и других Бродвейских шоу, после кино- и телефильмов и множества видеоклипов, почти сорокалетнему Савиону как-то не очень хочется проводить свои вечера, выбивая чечётку по два часа кряду и обливаясь потом. Деньги есть, слава есть, можно посвятить себя работе хореографа и воспитанию подрастающего поколения чечёточников. В последний раз Гловер танцевал для Вашингтонской публики почти семь лет назад - в 2000-м. В этот раз он давал здесь всего два концерта, а в большинстве городов и вообще не появляется. Короче, как только я узнала про предстоящее выступление легенды тэпа, то сразу бросилась покупать билеты, причём ухватила уже самые плохие из самых дорогих. На концерт было не пробиться - просто осада какая-то вокруг театра. Мы с Борькой еле друг друга нашли, а потом никак не могли друг к другу подойти - пришлось проторять себе дорогу, отчаянно работая локтями и плечами и вспоминая добрые старые времена горбачёвской борьбы с алкоголизмом.

Уселись мы на свои места, открыли программку... и сначала решили, что либо программку не ту распечатали, либо мы не на тот концерт явились. Полюбуйтесь:

Вивальди. Врена года.
Дворжак. «Американский» струнный квартет.
Бах. Третий Брандербургский.
Барток. Танец там какой-то.
Шостакович. 8-й скрипичный концерт.
Мендельсон. Струнный Октет.

Всё это называлось «Гловер танцует классику.» На сцене сидит скрипичный октет. Я сошла с ума. Какая досада. Надо знать Гловера. Гловер - это ‘Da Noice, Гловер - это ‘Da Funk, Гловер - это dreadlocks а-ля «Боб Марли нервно курит в углу», Гловер - это классический чёрный тэп. Бах? Шостакович?

Я понимаю, что описывать, как Савион Гловер бил чечётку под «Времена Года» - занятие куда более неблагодарное, чем танцевать об архитектуре. Оказывается, тэп прекрасно ложится на музыку барокко с её структурированностью и чётким ритмом, а если Баха слегка синкопировать, то вообще непонятно, почему наши предки в кринолинах, панталонах и напудренных париках танцевали на балах менуэты, а не чечётку.

Я никогда не думала, что смогу, не отрывая глаз, полтора часа смотреть на одинокую маленькую фигурку, с дикой скоростью работающую ногами. Ни костюмов, ни декораций - ничего. Только он, голая сцена, да музыканты на заднем плане. Дворжак. Гловер. Затаивший дыхание зал. Ритм. Скрипки, виолы, виолончели. Ноги. Чудо. Это невозможно. Как он это делает? Овация.

Если честно, под Шостаковича и Мендельсона тэп у меня как-то не пошёл. С барокко у него лучше получалось, хотя вот Дворжак был хорош. Под конец Савион под джаз чечётку бил - тоже интересно, но такого чувства удивления и восторга уже не было. А может, просто устала. Впечатление от первых трёх номеров программы переполнило меня до краёв, и на остальные танцы места уже не осталось.

Главное не это. Хотела бы я знать, кто подал Гловеру эту идею. Бах так же далёк от его привычного мира, как рэп - от моего. Услышать, почувствовать ритм чечётки во «Временах Года» или Бранденбургском концерте - это не просто гениально, это пересечение двух параллельных миров, это какой-то совершенно неэвклидовый симбиоз. Около трети зрителей в зали были афроамериканцами, многие из них - с детьми. Куча молодёжи всех цветов. Это вам не обычная концертная аудитория, наполовину состоящая из синеволосых бабуль и их галантных кавалеров в состоянии полураспада, а на вторую половину из элегантных патрициев нашего весьма стратифицированного общества. Страшно, извините за банальность, далеки они от народа. А тут - другие. Это hip crowd, это mainstream, это наше настоящее и наше будущее. Гловер не просто станцевал под Баха и Дворжека - он их оживил, осовременил, он сделал их... cool. Да, cool. Bach rocks, man.

Этот худенький парнишка из гетто не побоялся неприятия и отчуждения своей целевой аудитории и погладил их, сам ли или по чьему-то наущению, против шерсти. А они ответили ему овацией. Потому что это действительно было классно. Не академично, не заумно, не элитарно, а классно. Доступно, интересно, весело и захватывающе - для всех. Потрясающе. Шоу, объединившее меня с чёрными подростками, так же притоптывающими ногами в соседнем ряду. Есть шанс, что некоторые из них придут домой, включат свой привычный рэп и внезапно услышат, почувствуют примитивизм этого ритма. И захотят большего. Если Савион Гловер смог дорасти до музыки Баха, то почему бы и не....

Я была очень благодарна Гловеру за этот концерт. За то, что поднял аудиторию до своего уровня. За то, что его виртуозный танец вполне соответствовал музыке, сливаясь с ней, не опошляя и не опуская. За то, что порушил стереотипы - в том числе мои. Тэп под Бартока? Запросто! Жаль только, что всего два концерта. Сделать бы эту программу доступной как для ребят из гетто, так и для высоколобых критиков, утверждающих, что массовая культура убивает культуру истинную. Я вчера видела ЭТО - далёкую от примитивизма и тем не менее массовую, доступную, наслаждение дарящую и жизнь продлевающую Культуру.
Previous post Next post
Up