Jul 29, 2009 18:48
Это вам не худые модельки. Это были сильные, часто хорошо упитанные телеса эротичнных красоток. Например, «нижние» гимнастки были весьма соблазнительных пропорций с бюстами третьего номера и более. А разве не эротично смотрелись номера с халахупами (обручами)? Или вот помню одну даму, работавшую с хлыстами, в комбезике в обтяжку с множеством вырезов на животике и бедрах, эффектно изгибавшуюся всем телом при работе с самым большим хлыстом. При этом она чуть ли не постанывала. Сидевшие в первых рядах усатые дяденьки с местного рынка яростно хлопали в ладоши.
Иногда девушки в мужских номерах не выполняли сложных трюков, а больше украшали номер, похаживая по манежу в крошечных сверкающих купальниках на высоких золотистых шпильках.
При этом в советском цирке не было пошлости. Советский цирк был поэтичен, большинство номеров несли заряд оптимизма, веру в сверхвозможности человека и воспевали его красоту, в том числе и физическую.
Обстановка в цирке была трудовая. Трюк - это множество репетиций, повторов одного и того же много-много раз. Будь ты воздушный гимнаст, акробат на батуте, жонглер или эквилибрист.. Артисты цирка репетировали каждый день, отдыхали только по понедельникам.
В этой трудовой обстановке воспитывались цирковые дети. Чуть ребенок начал ходить, его уже папаша и мамаша тянут в манеж и растягивают, гнут во все стороны. Готовят к будущей профессии. Бывает, и ревут дети, а родители спуску не дают, и поддать могут, чтобы не ленился.. И лет с пяти некоторые мальцы уже работают и получают зарплату, пополняя бюджет семьи.
Растущие и работающие в такой обстановке артисты цирка не имели времени, сил и желания почитывать любимый нашей интеллигенцией самиздат и прочую антисоветчину. Поэтому артисты цирка кардинально отличаются от артистов театра и кино, которые сейчас нам всем раскрывают глаза, как их угнетала советская власть.
Да, артистам цирка платили за границей немного по сравнению с их зарубежными коллегами. Но, повторюсь, зарубежные коллеги не имели такой «мамки», как Союзгосцирк. Они, зарубежные, сами шили костюмы, содержали своих животных, платили деньги своим ассистентам и конюхам, искали себе работу и контракты.
Советские тратили заработанное только на себя. Этих небольших, заработанных за границей денег (даже в одной стране, месяц в какой-нибудь Польше) хватало, чтоб одеться с ног до головы и привезти целый чемодан шмотья родственникам и на продажу. А дома-то еще капала зарплата в рублях, которую получали по приезду дополнительно к валютному заработку.
В Союзгосцирке брали взятки за поездки. Говорили, что джигиты Нугзаровы потому и не вылазят из Америк, что постоянно весь Союзгосцирк одевают-обувают. Не отрицая взяток могу сказать, что молодых артистов на международные конкурсы посылали все-таки за талант. Потому что нужны были призы, причем золотые. И наши артисты привозили эти призы. Да и заявки от импресарио приходили часто на определенных артистов. Западные импресарио, конечно же, отбирали наших лучших артистов. Возня начиналась при определении, кто поедет конюхом или ассистентом
Были какие-то ограничения на количество поездок за рубеж. Но они касались не всех. Олег Попов не вылезал из заграницы. Хотя в мою бытность он уже был старый пердун, и работали в его шоу молодые ребята, он только пару раз выходил в своей знаменитой кепке и все.
Зарплаты. Молодой артист получал примерно столько, сколько служащий или ассистент, то есть 140-170 рублей в месяц. Когда шли елки по 2-3 в день, то, конечно, выходило больше.
Некоторые артисты работали в двух номерах. Например, нынешний директор Союзгосцирка Мстислав Запашный работал с хищниками, а еще в номере «вольтиж на лошадях». Учитывая, что он уже был народным артистом РСФСР, по моим прикидкам выходило у него рублей 900 в месяц, не меньше ( в ценах начала 80-х). Представьте, если зарубежная поездка куда-нибудь в Латинскую Америку на 4-5 месяцев, что для Запашного было не редкость.
Понятно, что такие артисты могли себе позволить купить кооперативную квартиру даже в Москве и набить ее японской аппаратурой (в то время!) и всякими дорогими безделушками, недоступными простому советскому человеку.
Машины у некоторых артистов тоже были. Привозили из-за рубежа «иномарки». Не было тогда тойот или фордов, а просто «иномарки». Когда иномарка ломалась, постепенно все внутри меняли на советское. Но внешне это была посланница чужих миров, далеких и таких притягательных для наивных советских граждан.
Помню, как нас с подругой не раз и не два на японской иномарке подвозил руководитель одного гимнастического номера, о чем сплетничала вся труппа. И было о чем сплетничать, потому что этот старый в наших глазах мужик (ему было 40) положил глаз на мою 19-летнюю подругу.
СССР,
искусство,
ностальгия