#Монголы_Мира
Делюн-Болдок между сёлами Кубухай (Хүбүүхөн) и Верхний Цасучей (Дээд Цастай) - самое пологое и степное место на всём протяжении реки Онон. Все остальные места малодоступные для человека и животных, тем более гужевого транспорта в виде бычьих и конских повозок, где сломается любое колесо или не пройдёт животное.
Горная Монголия, где находится сомон Дадал, граничит с нашими Кыринским и Чикойским районами, а хребты Хэнтэя и Сохондо не знают границ, проведённых человеком. Там, в глухой тайге, между мрачных утёсов и высоких гор бегут стремительные воды Онона, Кыры, Бальджи, Агуцы и других рек и родников.
Со времён проведения границы между СССР и Монголией на монгольской стороне поставлены и ставятся памятники Чингисхану, отдыхают люди, в основном, чиновники, начальство, а теперь - олигархи и бизнесмены. В наши дни уже строят аэропорт международного значения. Красивейшие, курортные, места! Реки изобилуют рыбой, тайга - ягодой. Край золотоискателей и авантюристов, которые до сих пор находят в тайге старинные шурфы и землянки старателей, а то и настоящие клады. Это их места. С давних времён эти края облюбовали золотоискатели-евреи, в памяти монголо-бурят Хэнтэя имя Цолмон, то есть - Соломон. Я слышал о нём от старых монголо-бурят Бальджи и Агуцы несколько раз. Там создают легенды об отважных одиночках. Успехов, благополучия и процветания всем творцам и созидателям этих мест.
Дорога в Дадал-сомон, достойная кисти художника-реалиста. Во времена средневековых монголов таких дорог, конечно, не было
Но здравый смысл, логика и исторические факты убедительно показывают и доказывают, что там не могли жить большие скопления средневековых монголов, что там не мог родиться и объединять монголов Чингисхан. По каким степям мог бы он скакать со своими нукерами, откуда бы стекались к нему роды монголов, когда там невозможно передвижение человека и животных? Там вообще невозможно увидеть их.
Невозможно представить, что по этим горам, ущельям, лощинам, утёсам, через стремительные горные реки, течение которых сразу уносит человека, мог везти в повозке, запряженной волами, меркит Чиледу свою Оэлун. Никакое нормальное воображение не увидит в этих местах стойбища Есугея-батора и его братьев, тем более большое количество тайчиутов и борджигинов с их животными, особенно быками и верблюдами - основной транспортной силы средневековья. И на какую битву можно отправляться отсюда, если войско, кони и транспортные животные потратят свои силы сразу, при выходе, преодолевая множество перевалов, рек, ущелий?
(Кстати, величественный памятник матери всех монголов Оэлун поставлен в Баян-Тумэне совершенно обоснованно. В этих местах она могла ехать с Чиледу по направлению к степному Онону!)
Памятник Оэлун-эжи. Она происходила из племени олхонут, ветви хонгиратов, в современном понимании - хонгоодорка.
Вообще, среди монгольских народов очень много талантливых скульпторов и художников. Конечно, Оэлун-эжи и должна быть именно здесь, в степи. Разумеется, повозку Чиледу Есугей-батор встретил значительно севернее, ближе к Онону. Но теперь там Россия, которая не признает никакую историю, кроме какой-то своей:)) А здесь - Монголия. Потому и разбросаны Оэлун-эжи (в степи Баян-Тумэна) и её сын Тэмуужин (в горах Дадала). А памятник Оэлун-эжи и её детям стоит в Улан-Баторе, это берега реки Туул, то есть земля кереитов. На самом деле вся семья Есугей-батора жила и размножалась в юго-восточных и южных степях Забайкальского края. А теперь представьте: сколько борзописцев-немонголов бросится изучать историю заново:))
Надеюсь, что меня хорошо (и сразу!) понимает нормальный читатель со здравым рассудком и воображением. Остальным надо проехать моим путём от Дорнода до Хэнтэя и, разинув рот, долго дивиться и размышлять в горах Дадала, Биндера, Батширээта, у берегов переплетённых родников, речушек и рек в глухой тайге. Но сначала надо дойти до этих мест, что чрезвычайно трудно. Здесь вам не буудал (гостиница) в туристическом комплексе, аймаке, сомоне или Улан-Баторе, не площадь Сухэ-Батора, не концертный зал, не музей и не аудитория учебного заведения.
Место рождения Чингисхана в Дадале - красивая и устоявшаяся легенда, политический и исторический фейк: России и СССР потрясатель Вселенной был не нужен, а Монголия была обязана указать его место на своей стороне, ибо он - отец нации и всех монголов. Поскольку факт его рождения на берегах Онона неоспорим, то таким местом выбрали Дадал. Объяснение простое: на монгольскую сторону приходится менее половины длины Онона, и вся она горная, степной и пологой части реки нет. Но политики не изучают матчасть, а правители Монголии оказались в затруднительном положении, им надо было спасать ситуацию, что равносильно спасению престижа всех монголов. Не мог же отец нации, монгол, завоевавший большую часть земной суши, остаться без места рождения!
Изучение берегов Онона от его устья до истоков показывает, что роды и племена монголов со своими юртами, воинскими подразделениями, животными и транспортом, верблюдами и быками, могли обитать только в среднем течении Онона, но никак в его верховьях, где сплошной лес, горы, скалы и лишь небольшие клочки и поляны дают возможность жить животным и человеку, создавать быт, добывать металл, ставить кузни. То же самое происходит и сегодня, об этом говорят старые шурфы и жилища. И не более того...
При этом: от центра сомона Дадал посёлка Баян-Овоо, в котором издавна сконцентрированы памятники и памятные места Чингисхана до берега реки Онона не менее 15-20 километров, в километрах 6-8 берега реки Бальджа, где ходит паром. Но берега всех рек сомона и всего Хэнтэя - горы и тайга, совершенно невозможные для жизни человека. В средневековье эти места, конечно, были вообще непроходимым краем.
Меркит Чиледу мог везти свою невесту Оэлун из хонгиратов (хонгоодорку) только в направлении среднего течения Онона, где жили Есугей-батор со своими братьями и племенами борджигинов и тайчиутов. А это междуречье рек Онон и Бооржа, откуда и происходит название племени.
Именно в таких местах могла пройти повозка, где и находилась мать всех монголов Оэлун, которую отобрал у Чиледу Есугей-батор. Все географические координаты и исторические реперы указывают именно на среднее течение Онона.
Я, житель среднего течения Онона, был вынужден ещё раз убедиться в своей правоте, совершив поездку по созданному мною же маршруту «Дорнод-Хэнтэй», побывав у самых истоков великой реки Онон, перейдя множество горных рек и речушек, бегущих с Хэнтэя к Амуру, побывав в глухой тайге, где невозможно пройти не только человеку, но и зверю. Горная Монголия прекрасна, здесь настоящий рай, требующий сильных и живописных выражений, поэтического дара и вдохновения, ясного взгляда на историю… Отныне она в моём сердце навсегда.
Юный Тэмүүжин мог прятаться от своих преследователей в Цасучейском бору, на хребте Эрмана, что недалеко от Дурулгуя или на горе Халиун, что на монгольской стороне напротив Мангута. Кстати, о названии Бурхан-Халдун: в монгольском языке слово Бурхан есть, а Халдун - нет, но есть и даже распространено слово Халиун.
Не сомневайтесь: большая история монголов находится в междуречье Онона и Аргуни, которые несут свои воды на российской стороне. Географию, вопреки истории, невозможно переписать и изменить, а исторические движения людей происходят на равнинных просторах.
Маленький факт современности, говорящий о реальной истории: насколько я знаю, экземпляры аборигенного бурятского крупного рогатого скота, сохранившихся только из-за того, что они не имели из Хэнтэя выхода, несколько лет тому назад вывезли в Бурятию на самолёте. В начале 2010-х мне показывал их на фотографиях зоотехник-генетик Б.Б. Лхасаранов, по его просьбе я писал проект о возрождении бурятского вида скота, а теперь я увидел их воочию на Хэнтэе.
Надо обладать чрезвычайно больным умом и воображением или же не иметь их вовсе для того, чтобы с невероятными трудностями, на самой современной технике, добраться до этих трудных мест и заявлять, что здесь передвигались, объединялись средневековые монголы и заложили начало своей империи, когда оттуда даже сегодня животных вывозят на самолёте.
Без никаких сомнений, всякий нормальный человек скажет, что объединение монголов могло произойти только на территориях степных районов Забайкальского края и Дорнод аймака Монголии, где поставлен памятник матери Оэлун. Жаль, что там нет памятника повозке Чиледу или Есугей-батору...
P. S. В дополнение скажу: современные буряты Монголии, пришедшие на берега горной части Онона, ничего не могут знать об истории монголов и месте рождения Чингисхана по причине того, что они появились там только в первой четверти ХХ века. А до этого жили в совсем других местах, на берегах других рек, на территории нынешней Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
Первый светский институт возник в МНР в 1921 году, основан бурят-монголом Цыбеном Жамцарано, в Академия наук МНР - в мае 1961 году. Первый монгольский академик бурят-монгол Бямбын Ринчен. Первые монгольские учебники написаны востоковедами России, в частности - российскими востоковедами. Основные знания по истории монголов молодые учёные МНР черпали из трудов востоковедов России и СССР, большинство которых работали в институте востоковедения АН СССР. Ситуация остаётся таковой до наших дней...
Просвещение простого народа никогда не снисходило до серьёзных исторических знаний и углублённого изучения точных, естественных и гуманитарных наук.
Место рождения и возмужания Чингисхана изучено и определено в XIX and XX веках учёными и востоковедами с мировой известностью: это среднее течение Онона, причём его правый берег, где находятся сёла Ононского района, вплоть до речки Борзя, что является производным от Борджигин. Чингисхан родился и возмужал именно здесь, и отправился отсюда объединять монгольские племена и покорять мир. Вряд ли он ставил такую цель, но так получилось...
Искать место его погребения никому не рекомендую, а монголам это запрещено.
Вид на мост через Онон в Ононском районе
На дорогах Хэнтэя
Владимиру Праницкому
На хэнтэйских горах тишина,
Ни людей, ни зверья, ни души
Лишь монгольская светит луна,
И баюкают смыслы тиши.
В них свеченье минувших теней,
И безмолвные звуки веков,
Бег неслышный незримых коней,
Переклички немых голосов.
И беззвучно ночное кино
Оживает за первым хребтом,
Может нам его видеть дано
Между явью, реальностью, сном?
В седловине заметен просвет,
И дорога уходит туда.
Где Биндер, где сомон Батширээт?
И какая нам светит звезда?
Далеко, за нагорьем, Дорнод,
Эрэнцаав, Дашбалбар, Баяндун,
Баян Уул и Дадал, а там - брод,
А за бродом пасётся табун…
Всё здесь смысл без речей или слов,
Признаваться не надо ни в чём,
Весь контент без долгов и оков,
И за каждой каймой окоём,
Где нас ждут и Дорнод, и Хэнтэй,
Бездорожье, ущелья, хребты,
Где в ночной тишине без речей -
Настоящая Жизнь и Мечты.
И сливаешься ты с тишиной,
Став частичкой немого кино,
Возвращаешься будто домой,
Персонажем, что жил здесь давно.
И тогда тебе некто из снов
Попытается что-то сказать,
Узнаёт из неслышных веков,
Но попробуй его ты узнать?
На каком языке твой ответ
Прозвучит в этой сладкой ночи?
Весь в огнях впереди Батширээт.
Наконец-то! Очнись, не молчи…
24 октября 2023 года.
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан Банк 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).