#Сергей_Петрович_Балдаев
#Фольклор_западных_бурят
Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ, 1970 г. 362 стр.
Племена и роды бурят
Бурятский народ состоит из четырех племен: булагат, эхирит, хори и хонгодор, которые до сего времени носят имена своих легендарных предков ‑ Булагата, Эхирита, Хоредоя и Хонгодора. Кроме этих основных племен, совместно с бурятами живут роды, вышедшие из Монголии и Джунгарии. Слово булагат ‑ множественное число от слова булган - «соболь». Слово эхирит ‑ множественное число от слова эхир ‑ «двойники» на западном наречии. Буряты говорят о двойниках эхир хубууд. Слово хори имеет двоякое значение: 1) повелительная форма от глагола хорихо ‑ «запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка»; 2) «двадцать». Слово хонгоодор состоит из двух слов: хон ‑ благородная птица и гоодор ‑ шулята благородной птицы. Роды же, вышедшие из Халхи, называются монгольскими. Что же касается родов, вышедших из Джунгарии,, то они до сего времени называются джунгарскими, но подразделяются соответственно территориальному делению, введенному Харасанца залир хон тайжием в 1655 году, на зунгар и барунгар, что означает «левая сторона» и «правая сторона».
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан ‑ «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан ‑ «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ ‑ «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ ‑ «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами. Среди эхиритов и булагатов в некоторых местах под словом якан понимают «род». Так, например, буряты Таловского улуса второго шоносвского рода, ныне Ольхонского аймака Иркутской области, говорили:
«Бидэ шоно яhатайбди»‑ «Мы относимся к шоноеву роду». В Задайском улусе олзоновского рода буряты говорили: «Бидэ эхирит яhатайбди, Олзон эсэгэтэйбди»‑ «Мы относимся к племени эхирит, к роду олзона». Буряты, относящиеся к племени булагат и живущие по рекам Иде, Осе и Унге, притокам реки Ангары, слово яhан понимают как «племя». Они говорят: эхирит якан, булагат яhан, хонгоодор якан. По-видимому, буряты в древности словом яhан обозначали «племя», но с разложением племени первичное значение этого слова стало забываться и в некоторых местах перешло в понятие «род». Когда род оттеснил племя и принял его функции, он стал называться хонгодоровцами повсеместно яhан.
Соседствующие с бурятами народности, например, эвенки, урайнхи, хакасы, кумандинцы, теленгуты и другие, как и буряты, не имеют слова для обозначения понятия «племя». Народ и общество они называют чон, буряты ‑ зон.
Племена бурятского народа: эхирит, булагат, хонгодор и хори, а также пришлые роды из Халхи и Джунгарии к XX веку имели отдельные территории. У каждого рода были свои усадьбы, пастбища и места для' охоты. Естественными границами территории племен служили горы и хребты, являющиеся водоразделом больших сибирских рек ‑ Ангары, Лены и Селенги. Эхириты занимали верхнее течение реки Лены (Зулхэ) и северный берег озера Байкал с островом Ольхой (Ойхон), булагаты ‑ бассейны реки Ангары и притоков ее ‑ Куды, Иды, Уды, Эди (Ушаковка), Эрху (Иркут) и Хути (Китой); хонгодоров-цы ‑ левый берег реки Ангары, бассейны притоков рек Иркута, Белой (Булэн), Китоя: хоринцы ‑ в основном верховья реки Уды и притоки ее; роды, вышедшие из_Халхи, жили по реке Селенге и ее притокам; малоч_исленные роды, вышедшие из Джунгарии - окраины земель булагатцев по Ангаре и эхиритцев ‑ по Лене. " ' ,
Племенная территория была достоянием всего племени, считалась неприкосновенной и защищалась всеми членами племени. По преданиям, дошедшим до нас через тухэшинов, у эхиритов часто происходили столкновения с очеульскими и тутурскими эвенками, а у окинских бурят ‑ с канскими эвенками из-за охотничьих угодий; хонгодоровцы враждовали с култукскими и бельскими эвенками, осинские и идинские буряты ‑ с илгинскими и кутскими эвенками. В 1763 году тункинские хонгодоровцы вытеснили култукских эвенков. Последние поселились в Закамне, по соседству с тамошними хонгодоровцами. Теперь они называются армакскими эвенками и живут на реке Дархитуе, входят в Закаменский аймак Бурятской АССР.
Буряты имели богатую мифологию и сложные обряды. Все небесное пространство, по мифологии, разбивалось на 99 тэнгэринов, во главе которых стояли особые гении. Тэнгэрины делились на две враждебные группы: западную группу, состоящую из 55 добрых тэнгэринов во главе с ханом Хормустом, или Хюрмас тэнгэрином, и восточную группу ‑ из 44 злых и коварных тэнгэринов, во главе которых стоял Хамхир богдо тэнгэрин, или Атай улан тэнгэрин. У хана Хормуста была бабушка Ман-зан Гурмэ т--дэй, у Атай улана ‑ Маяс Хара т--дэй. Каждое племя,имело своего покровителя в лице одного тэнгэрина. Так, Хухэ мунгэн тэнгзрин покровительствовал племени эхирит1, Бу-лургуй саган тэнгэрин ‑ булагат2, Сахилган саган тэнгэрин ‑ хори, Ураг саган тэнгэрин ‑хондогор; роды же, вышедшие из-Халхи и Джунгарии, забыли своих покровителей.
Каждое племя бурят имело своего тотема, то есть чтимое-животное, рыбу или птицу, с которыми оно связывало свое происхождение. Так, у племени эхирит тотемом был пестрый налим. Прочие племена говорили про эхиритов: «Эреэн гутаар эсэгэтэй, эргиин габа эхэтэй Эхирит»‑ «У Эхирита мать ‑ расщелина в береге, отец ‑ пестрый налим». Булагаты имели в качестве тотема сивого подоза; племя хонгодор ‑ лебедя, племя хори ‑ гуся, а роды, вышедшие из Халхи и Джунгарии, забыли своих тотемов. Все племена устраивали кровавые жертвоприношения своим тотемам, считали их покровителями, в опасных случаях призывали их и просили у них защиты. Племя булагат устраивало кровавое жертвоприношение своему тотему ‑ сивому порозу ‑ весной и призывало его так:
Буха ноен баабай, Отец Буха ‑начальник,
Будан хатан иибии, Мать Будан ‑ госпожа,
Булагат хуни гарбали, Происхождение людей булагатов
Бурят хуни удха... Корень людей бурят...
Когда же эхиритцы устраивали кровавое жертвоприношение своему.тотему, то призывали его иначе:
Эреэн гутаар эсэгэмнай, Отец наш ‑ пестрый палим,
Эргиин габа эхэмнай... Мать наша ‑ расщелина берега...
Забайкальские хоринцы под влиянием буддизма забыли призывания своего тотема поэтому приведем выдержку из записей, сделанных нами в Гушитском улусе племени хори, ныне Эхирит-Булагатского аймака, Усть-Ордынского национального округа, Иркутской области, живущем на берегу озера Хулэн. Население Гушитского улуса призывает своего тотема так:
Хон шубуун гарбалитай, Птица хон (лебедь, гусь)‑происхождение
Хуhан модон сэргэтэй, Березовое дерево ‑ коновязь;
Хоредой ноен баабаймнай, Отец наш Хоредой‑начальник,
Хондоли хатан иижиимнай. Мать наша Хондоли ‑ госпожа.
Хобол мунгэн хушуутан, Клюв наш - из выемчатого серебра,
Хотогой мунгэн далитан, Крылья ‑ из гнутого серебра,
Сагаан мунгэн хушуутан; Клюв наш ‑ из белого серебра,
Самсаал мунгэн далитан. Крылья ‑ из обтесанного серебра;
Ганганама дуутай, Звучные голоса,
Гальбалзама далитан, Растопыренные крылья;
Хонхиномо дуутан, Звонкие голоса,
Хотолзомо далитан... Изгибающиеся крылья...
Весной, когда лебеди совершают перелет на север, и осенью, когда они летят на юг, население племени хонгодор совершало. возлияния молочной водкой и произносило такие слова:
Ерэхэ хон шубуун ебэрмнай, Прилетающие лебеди - вестники наши
Хариха хон шубуун ханимнай. Улетающие лебеди - попутчики наши
Хорин юhэн хонгоодор, Двадцать девять хонгодорцев,
Гурбан зуун шошоолок. Триста шошолокцев.
Сагаан шубууни ерэхэдэнь Когда прилетают лебеди (белые птицы),
Салимтай байхын тулаа, Пусть водоёмы будут полны водой,
Хухэсэгээн ерэхэдэнь Когда прилетают синицы
Хурэнгэтэй байхын тулаа... Пусть посуда будет наполнена молоком (закваской).
Каждое племя имело особые религиозные празднества ‑ тайлаганы с кровавыми жертвоприношениями и обильными выпивками. Тайлаганы посвящались стихиям природы: огню, воде, земле и т. д. Каждая стихия природы имела эжинов (хозяев) и целый сонм божеств. Эжином домашнего очага и вообще огня являлся Сахядай старик со своей женой Caxaлa госпожей; эжи-ном водной стихии ‑ Уhа Лобсон хан с женой Уhан Дайбан, у которых был многочисленный штат чиновников, ведавших отдельными силами водной стихии и отраслями рыболовства1. Эжином земли является Дайбан Саган ноен со своей женой Даланта Саган хатан. Cуществовал также культ племенных вождей. Так, у племени эхирит божествами были силачи Ажарай (Ажарай бухэ), Уха Шара и Ута Саган ноен. Ажарай происходил из абазаевско-го рода племени эхирит, был хорошим стрелком и замечательным борцом. К этому же роду относился и Уха Шара. Ута Саган ноен происходил из хэнгэлдэровского рода, был большим шаманом и вождем эхиритского племени. По преданию, он погиб от стрел лам в священной пещере острову Ольхон. После смерти все они были отнесены к сонму племенных божеств и почитаются эжинами: Ажарай силач стал эжином реки Лены (Зулхэйн эжин), Уха Шара ‑ Верхоленской горы (Хонголдойн эжин) и Ута Саган ноен ‑ острова Ольхон (Ойхони эжин).
Племя эхирит имело свои племенные онгоны: Уетэ Хунэртэ (горностай и колонок), Ямаани эжин (хозяин козы) и Хадайн онгон, или Алтаган, и другие.
Племенными божествами булагатов были Эмнэг Саган ноен, хозяин реки Иркута‑Ирхууе эжин Эмнэг Саган ноен; Буха ноен бабай, хозяин местности Улгэй в Тунке‑Улгэйн эжин Буха ноен бабай; хан Шаргай ноен, хозяин горы Шабарты в Тунке‑ Шабартын эжин хан Шаргай ноен. Племенными онгонами были hолонгото убгэн ‑ хозяин хорька Тунхэй Мандахаев, Зая-ша убгэн ‑ хозяин счастья и чадородия Зарлик Тэхэй и Сэжин Бара ‑ покровитель охоты Бара Тумуршеев.
Хонгодоровцы считали своими племенными божествами Ама Саган ноена, хозяина истока реки Ангары из Байкала ‑ Ангарайн амани эжин Ама Саган - ноен; Тулба Саган ноена, хозяина г. Иркутска - Турайн эжин Тулба Саган_ ноен; Хэрмэши ноена, хозяина горы Кырен ‑ Хэрэни эжин Хэрмэши Саган ноен; и Улан зала мэргэн Дэгэя, хозяина реки Урака (притока реки Белой) ‑Уураги эжин Улаан залаа мэргэн Дэгэй. Все они были вождями племени хонгодор и после смерти отнесены к сонму племенных божеств. Племенными онгонами племени хонгодор были хан Хэтэй (Булгаша онгон, Сайтан и Анда Тумуршеевы.
К племенным божествам племени хори относятся Арын арбан гурбан ноен ‑ северные тринадцать начальников, которые жили в Монголии: Сарбали Саган ноен ‑ хозяин местности Худан Хоринского аймака; Орболи Саган ноен ‑ хозяин сопки Сохондо (около города Нерчинска); Хелго мурини эжин Хилар Саган ноен; других своих божеств хоринские буряты под влиянием буддизма позабыли. Кто такие были Арын арбан гурбан ноен, не могли объяснить старики ни в Эгэтуе, ни в Aгe, ни в Хилке. Они позабыли даже их имена: при совершении обряда жертвоприношения в виде молочной водки имена их не называли, а трафаретно говорили: «Арын арбан гурбан ноен». Может быть, они имели в виду хадов западных бурят, или тринадцать онгонов, находящихся на реке Торголике в Халхе? Племенными онгонами буряты хоринского племени считают Ундэри эжина, шамана и вождя рода бурят Шесанского улуса, якобы обитающего на горе Шесан и являющегося хозяином местности Шесаны. До недавнего времени ему приносили жертвы, несмотря на то, что местное население давно перешло в буддийскую веру. Вторым по важности онгоном является Хээстэ онгон, который был шаманом и вождем галзутского рода племени хори. Он жил со своими сородичами в долине реки Баргузина, умер на горе Бархан ула от стрел пришельцев, напавших на кочевье галзутов. После смерти он был отнесен к сонму божеств покровителей галзутского рода. Буряты галзутского рода, живущие до сего времени в верховьях долины Баргузина, почитали его и устраивали жертвоприношение. Эти онгоны очень популярны среди племени хори.
Роды, вышедшие из Монголии и поселившиеся по реке Селенге, забыли свои племенные божества и онгоны. Буддизм за время своего господства вытравил из памяти народа богатую мифологию их, предания и сказания, дав взамен буддийскую апокрифику, жития святых. Представители же родов племен эхирит и булагат: алагуевский, баендаевский, бубаевский, го-тольский, бураевский, абазаевский, олзоновский, хэнгэлдэров-ский и шоноевский, живущие по Селенге, Баргузину и Кударе, сохранили свою племенную мифологию, легенды, предания и сказания, а также богатейшее устное народное творчество. Роды, вышедшие из Джунгарии, забыли свою мифологию, племенные легенды, предания и сказания, восприняв божества и онгоиы соседних племен ‑ хонгодоровцев, эхиритов и була-гатов.
Божества и онгоны, чтимые отдельными- племенами, при вступлении в брак представителей племен и родов переходили из одного племени в другое, из одного рода в другой. Поэтому племенные божества эхиритов со временем были объединены и названы восточными хатами (зууни хад), а племенные божества булагатов и хонгодоровцев тоже были объединены и получили название западных хатов. Эхириты, булагаты, хон-годоровцы, а также выходцы из Джунгарии приносили жертвы как восточным, так и западным хатам. Во главе восточных хатов стоит хан Дошкин ноен, хозяин Качуга ‑ Хашааги эжин Дошкин ноен, западных хатов возглавляет хан Шаргай ноен ‑ Шабартын эжин хан Шаргай ноен. Оба они имеют обширные присутственные места с исполнительными и карательными органами, а также послов и курьеров. Онгоны (49) были объединены под названием Хулхэ (Хутхэ) онгон. В Хулхэ (Хутхэ) не были включены онгоны, которые ведали специальной отраслью хозяйства (например, охотой, скотоводством и рыбоводством), онгоны чадородия (hолонгото ‑ хозяин хорька, онгоны покровители супружеского ложа ‑ подголовья ‑ Дэриин онгон и подножия ‑ Хул узуура онгон). По понятиям бурят, последние два онгона давали супругам дружбу и счастье. Прочие же божества, которые утеряли свое реальное значение в новых условиях жизни, были оттеснены на задний план новыми божествами, были включены в сборный онгон Хулхэ (Хутхэ). Г. Н. Румянцев неправильно называет Хутхэ (Хулхэ) онгона и Сайтанн бурхана божествами только одного онгорского племени. Хулхэ (Хутхэ) онгон и Сайтани бурхан являются божествами всей шаманствующей части бурятского народа. Они имеются даже у кударинских, баргузинских и шесановских бурят в Забайкалье. Объединение божеств, утерявших в новых условиях жизни свое реальное значение, очень рельефно и красочно отразилось в призываниях онгонов и заянов. Ниже приводим отрывок из призывания Хулхэ (Хутхэ) онгона унгинских бурят, записанного в Татхальском улусе онгоевского рода, ныне Нукутского аймака Иркутской области, у М. Шобоклеева.
Олон юума хубилажи,
Многое на свете изменилось:
Онгод заяад нэгэдэбэ,
Онгоны и заяны объединились,
Хамаг юума хубилажи,
Существующее в мире переменилось,
Хамтын бурхад болобо...
Объединенными божествами стали...
Тайлаганы сопровождались традиционными формами культа: мистериями, танцами и играми3. Первый праздник устраивался весной, когда скот переводился на подножный корм. У западных бурят он назывался праздником в честь резания грив и хвостов у лошадей (адаhани дэлэhэни зугаа). Торгоуты на таком празднике пели сула (суула)‑хвалебную песню в честь лошадей и табунов. У восточных бурят сула сохранилась как хвалебная песня лошади-победительнице на состязаниях во время праздника сурхарбана. Второй праздник устраивался в середине июня и назывался в одних местах тайлаганом в честь хозяина земли (дэлхэйн тайлга), в других ‑ Большим тайлаганом (ехэ тайлга). Третий тайлаган устраивался в середине августа и назывался тайлаганом в честь водной стихии (газар уhани тайлга). Все эти празднества с кровавыми жертвоприношениями бытовали у всех племен и родов Западной Бурятии и сохранились вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
Каждое племя прежде имело определенные имена или серии имен. Об этом говорят имена легендарных предков племен эхирит, булагат и хонгодор. От Эхирита, Булагата и Хонгодора до сего времени насчитывают 18‑19 поколений. В разветвлениях поколений, начиная от Эхирита, Булагата и Хонгодора и кончая внуками и правнуками опрашиваемого лица, повторяются имена легендарных предков. Многие буряты имена своих дедов превращали в фамилии, которые затем переходили от поколения к поколению. Например, среди кударинских и оаргузинских бурят часто встречаются фамилии Эхиритов, Шоноев, Абазаев и Буров, среди булагатов ‑ Булагатов (Булгытов), Олзоев, Готолов, Муруев, Янгутов, а среди хонгодорцев ‑ Хонгодоров, Ашхаев, Ашатуев, Бадарханов. Однако этот обычай со временем перестали соблюдать, женщины-стали давать детям имена своих родственников, особенно братьев и сестер. Хоринские, селенгинские и тункинские буряты давно забыли свои племенные имена и чаще всего носят тибетские имена (например, Будажап, Церенжап, Жампил, Шойсорон и другие). При записи генеалогии хоринцев, селенгинцев и тун-кинцев встречаются любопытные явления: предки опрашиваемого лица имеют языческие имена, потом от него самого пять-семь поколений ‑ одни тибетские имена, а после тибетских ‑ опять языческие имена.
Дружелюбные отношения между отдельными племенами иногда нарушались на совместных облавных охотах ‑ зэгэтэ аба или абай садак, которые в древности были своеобразными военными маневрами. На них племена устраивали смотр военным силам, проверяли готовность своей рати к отражению нападения врагов. На зэгэтэ аба устраивались состязания в борьбе, стрельбе и скачках. Победителей чествовали: качали, носили на войлоке вокруг таборов охотников, импровизаторы сочиняли песни и пели в их честь, им присваивали звание бухэ ‑ «силач», мэргэн ‑ «стрелок» и батар ‑ «богатырь». Чествовали и лошадей-победительниц: их водили вокруг табора, сочиняли и пели специальные хвалебные пecни‑сула. Победа на состязаниях называлась бай абаха или т--рэг абаха, что означало «получить счастье, удачу». О победителях говорили: «Бай абаа или «т--рэг абаа», что считалось выражением особого покровительства родовых и племенных божеств и тэнгэринов, залогом счастья и умножения потомства. Каждый род, представитель которого победил на состязаниях, совершал возлияние племенным божествам (дуhаалга).
Продолжение следует -
Племена и роды бурят-2