az

Мои впечатления от камеры Fujifilm x-Pro1

Aug 14, 2012 14:54

Обещал написать подробно о своих ощущениях от камеры Fujifilm x-Pro1 и вот пытаюсь выполнить свое обещание. Некоторое время у меня заняли размышления на тему, в каком стиле построить изложение. Стандартно обзоры фототехники выглядят примерно следующим образом: описание технических характеристик, сильные стороны, слабые стороны, примеры снимков и иллюстрации. Немного поразмыслив, я решил, что я так делать не буду, поскольку мое отношение к камере однозначно отрицательное и что умно разводить руками и пытаться быть объективным у меня все равно не выйдет. Да это ни кому и не надо при таком количестве «объективных» обзоров камеры. Одна из причин бесполезности «объективных» обзоров - люди, которые их пишут, все время тестируют разные камеры, невольно их сравнивают и находят улучшения, о которых сообщают. Все улучшения приближают камеру к мысленному идеалу. Но при этом может запросто оказаться, что та или иная камера - значительное улучшение в своем классе, и тем не менее она не может быть использована по каким-то очень «несущественным» причинам.



В моих руках побывали десятки всяких камер (пленочных, цифровых, зеркальных, компактных, среднеформатных и прочих), но я никогда не писал никаких обзоров. Я просто пользовался этими камерами. Поэтому я решил, что оптимальной формой изложения для меня будет изложение в стиле юзера-лоха, который ничего не понимает в технике, но рассказывает о своих впечатлениях.

Прежде, чем перейти к теме, три предварительных замечания:

1. Глядя на изображения камеры (например, такое



которое я видел здесь и слушая, что говорят друзья (например, Паша Косенко pavel_kosenko), мне сразу захотелось на эту камеру снимать и мне она заочно очень понравилась.

2. Это вторая (первая - это Fujifilm Х100, как нетрудно догадаться) по счету в моей жизни камера, которая ввела меня в состояние фрустрации настолько, что Паша Косенко сказал «Да у тебя просто истерика!» Ну, это была не истерика, но эта камера действительно может вывести из себя. Интересно, что такой же эффект был у целого ряда авторов обзоров, которые мне попадались в сети.

3. Мне известны случаи, когда камеру использовали весьма профессиональные люди с большим успехом. Но я повторюсь - я лох, как и большинство тех, кто возьмут эту камеру в руки.

Теперь давайте по порядку.

Внешний вид

Первое, что я обнаружил: камера не выглядит так, как изображено на картинке выше, она значительно более вытянутая и не такая красивая. На ней довольно дешевое, легко замусоливаемое покрытие, а моя старенькая Коника Hexar Silver выглядит в сравнении с экземпляром, который мне любезно дали использовать сотрудники компании Fujifilm, как запредельно красивое нечто. С одной стороны, это мелочь, но с другой - вообще это важно, чтобы вещь было приятно держать в руках. У меня же в руках оказалось не то, что на картинке, а нечто совершенно заурядное, но с претензией на красивую вещь.

После использования Fujifilm x-Rpo1 и Fujifilm Х100 я окончательно убедился, что ретродизайн камеры сугубо вреден. Камера слишком сильно обращает на себя внимание окружающих, а удобств в использовании не добавляется. Мое личное мнение на этот счет такое: если вы хотите купить игрушку и поставить ее на полку вместе с книгами, которые не читаете, и красивыми хрустальными вазочками, то ретродизайн камеры совершенно идеально подходит для этих целей. Во всех остальных случаях - это зло.

Механика

Далее, с чем я сразу столкнулся, - это неудобство всего того, что связано с механикой камеры. Я ношу камеры, подвешенными примерно вот так. Для этого снизу корпуса камеры в гнездо для штативной головки ввинчивается вот такая штука. Даже если она самого маленького размера, то блокируется отсек для батарейки и карты памяти. Наверное производитель решил, что вместо того, чтобы продуцировать в большом количестве снимки, следует остановиться, расслабиться, отвинтить винтик, открыть блок, спокойно поменять карту, закрыть камеру, привинтить винтик и продолжать снимать. Ничего, что к тому моменту можно забыть, что ты хотел снять. Зато можно успеть подумать о смысле жизни и вообще расслабиться, сделать перекур.

Вернемся к отсеку для батарейки. Производитель не мог предусмотреть его закрывание за один прием. Это было бы неспортивно. Гораздо полезнее развивать моторику пальцев и умело защелкивать крышечку дополнительным движением, специально выращенным для этих целей ногтем на указательном пальце.

Поскольку я все время перемещаюсь, а снимаю не все время, камера обычно болтается на подвеске. В случае x-Pro1 в такие моменты (а также когда я убираю камеру в сумку или достаю ее), могут изменяться абсолютно любые настройки. Например, автоматическая фокусировка может смениться ручной или колесо экспокоррекции сдвинуться на пару единиц. Свято верю в то, что человечество зря придумывало всякие механизмы фиксации управляющих колесиков на камерах. Инженеры зря старались, когда отрабатывали идеи, как минимизировать случайности в управлении камерами, подбирая оптимальный нажим на управляющие колесики и кнопки. Это все напрасно потерянное время. Инженеры Fujifilm показали, что на все эти ухищрения можно совершенно наплевать и большинство людей будет считать, что все нормально. Только такие дебилы как я будут нудеть, что механика камеры ужасна. Но нас ведь все равно меньшинство.

Одну вещь я все-таки не могу взять в толк: зачем сделан фиксатор у колесика управления выдержками:



Видите, на этой фотографии у него сверху кнопочка? Это-таки фиксатор. Вот его зачем туда прилепили? Все равно ж пользователь должен проверять все настройки перед съемкой и нельзя схватить камеру с пояса и сразу ничего не проверяя начать снимать. Эта кнопочка нажимается «на счет раз» сама собой помимо ваших желаний! Кстати, точно такая история уже много лет на камерах Кэнон с колесом подстройки диоптрий в видоискателе. Его очень хочется однажды посадить на эпоксидку.

Я постоянно слышу, что мегаудобно, когда диафрагмой можно управлять колесом на объективе, что дескать всегда так было и что это круто. Но я-то лох, избалованный производителями хороших пленочных камер! А они почему-то от этого в основном отказались. Это дело вкуса, но что касается меня - такое управление неудобно. Колесо установки диафрагмы - это отдельная деталь, за которой надо постоянно следить. Оно у x-Pro1 съезжает очень легко. На нормально сделанном объективе оно редко съезжает самостоятельно и выставив для себя приемлемое значение диафрагмы, о нем можно забыть, пока вам не понадобится меньшая глубина резкости. Тут же все совсем не так. Каждый раз, когда вы хватаете камеру с пояса и хотите очень быстро сделать кадр, будьте готовы получить какое-нибудь совершенно дикое значение диафрагмы, типа F13, которое не нужно ни для каких практических целей. Вообще не понимаю, зачем на компактной цифровой камере нужны такие значения диафрагмы и почему нельзя сделать верхнее ограничение - F8, например.

Очень надежно работает кнопка спуска! Допустим, вы снимаете сериями. Как станет понятно из изложения ниже, делать этого не следует, но если вам взбредет это в голову, то поставив три или шесть кадров в серии, вы уже не сможете сделать один кадр. Только три или шесть! Потому что вы все равно не сможете подобрать правильный нажим на кнопку спуска, если только вы случайно не остеопат по совместительству. Кстати, в широко нахваливаемом интуитивном и глубоко понятном меню съемка одного кадра находится в одном пункте, а выбор между 3 и 6 - в другом. Вы не можете выбрать в одном пункте 1, 2, 3, 4, 5, 6 кадров. В других камерах есть просто выбор серия/не-серия. А в этой только 1, 3 и 6. Почему? А потому что иначе вы все равно степень и скорость нажима подобрать не сможете!

Многих радуют металлические бленды на объективах. Очень красивые такие штуки. Мне тоже сразу понравились. Только сделаны они так, что когда они надеты, крышку с объектива снять невозможно. Я помню, один профессор с кафедры технической механики в нашем институте, обводил красной ручкой фрагменты мучительно начерченных тушью или карандашом курсовых проектов. Это были фрагменты механизмов и аппаратов, где нельзя было закрутить гайку на болте или было неудобно подсунуть часть крепежа. Бленды на объективы для этой камеры как будто специально сделаны так, что бы съемка не началась или по крайней мере была максимально отсрочена. Впрочем наш профессор, наверное, при изучении этой камеры был бы вообще в шоке. В качестве утешительного приза есть крышки на сами бленды. Из резины! Они замечательны тем, что их очень удобно терять, потому что они очень плохо держаться на этих прекрасных блендах. Ну в самом деле, что это за фотограф, который пошел на съемку и ничего не потерял и не разбил?

Меню и настройки

Пару слов о меню и настройках. Знаете, возможно я в своем раздражении от камеры впал в состояние какого-то идиотизма, но мне кажется все дико запутанным и неочевидным и в самом меню и в том как это работает и даже в инструкции к камере. Инструкция камеры должна быть переписана полностью, иначе у людей со слабоумием типа меня развивается еще и паранойя. А кому это надо? В камере немыслимое количество никому не нужных вариантов настроек, какая-то дикая шняга с эмуляцией пленочных профилей (ну что за детские игры?). Я очень жалею, что не воспользовался предложением моего друга Антона Мартынова и не потратил время на то, чтобы он мне все показал. Кстати, без его подсказки, я никогда бы не выяснил, почему объективы все время щелкают чем-то как белочки орешками. Оказалось, надо сделать им апгрейд софта, чтобы они не шелестели все время диафрагмами. До этого я потратил несколько часов, чтобы понять, что происходит. Ко всему этому можно привыкнуть, подстроиться. Это как вождение машины, когда в конце концов вы перестаете пользоваться ненужным для вас, а нужные функции используете совершенно не задумываясь. Если вы не возьмете курс молодого бойца, то первое время кроме разочарования от использования камеры вас ничего не ждет, потому что картинки будут получаться очень низкого качества.

Уличная съемка

Эта камера интересовала меня только с точки зрения уличной съемки. Во всех остальных случаях я могу взять что-то большое и более качественное. Для уличной съемки удобно следующее:

1) малые габариты камеры,
2) легкость по весу,
3) камера не должна привлекать внимание,
4) камерой должно быть удобно снимать не только глядя в видоискатель, но и от пояса, с уровня ног, на вытянутых руках и вообще из любого положения,
5) для камеры важна скорость всех выполняемых операций (фокусировка, запись, возможность быстрого просмотра, отсутствие заметной задержки от момента нажатия на спуск до получения кадра).

По порядку о каждом пункте:

1. Все эти пляски вокруг костра в основном из-за габаритов. Всем хочется иметь что-то качественное и маленькое. Но размер камеры и качество съемки находятся в противоречии друг с другом. Отсюда разговор о жертвах и компромиссах. Для себя я могу сказать, что на какие-то компромиссы я готов идти, а на какие-то нет. Например, количество мегапикселей меня совершенно не волнует. Наличие всех этих «мегаудобных» крутилок, которые компания Fujifilm окончательно разучилась делать, меня тоже не волнует абсолютно. Якобы пленочные якобы профили - тоже лишний наворот. Возможность съемки видео - тоже лишняя фича, на мой взгляд. Наличие видоискателя, на разработку которого потрачено много усилий и средств? Готов от него отказаться вообще. Башмак под вспышку мне вообще не нужен. Да мне много чего не нужно в камере... но оно есть. Оно бы мне все это не мешало, но проблема в том, что КАМЕРА НЕ МАЛЕНЬКАЯ. Она меньше полноформатной зеркалки Кэнон, но она не намного меньше некоторых других зеркалок.

2. Легкость. Камера достаточно легкая. Тут претензий нет.

3. Камера не должна привлекать внимание. На мой взгляд, x-Pro1 очень даже привлекает. У меня еще не было ни одного дня съемки на улице, чтобы мне не дали понять, что хотели бы чтобы я не снимал. На камеру показывают пальцем, даже когда она просто висит на шее. Лучшее ее использование - это повесить ее так, чтобы стало понятно, что я не снимаю, а снимать при этом на айфон.

4. Камерой должно быть удобно снимать не только глядя в видоискатель, но и от пояса, с уровня ног, на вытянутых руках и вообще из любого положения. Достигается это одним единственным способом: поворотный экран! А его нет. И это ключевой момент, создающий дикие неудобства и привлекающий внимание окружающих к камере. Честно говоря, я вообще не понимаю производителей, которые сегодня делают камеры без поворотных экранов. Понятное дело, что претензии не только к этой камере, но и к другим. И еще я не понимаю, почему в айфоне можно предусмотреть geotagging, а в такой камере (а тем более в такой огромной дуре как Canon 5dIII) - нет.

5. Для камеры важна скорость всех выполняемых операций (фокусировка, запись, возможность быстрого просмотра, отсутствие заметной задержки от момента нажатия на спуск до получения кадра).

Прежде чем все это обсудить, расскажу вам историю. Когда вышла камера Fujifilm X100, вокруг меня тут же образовалось довольно большое количество людей, которые просто в прямом смысле балдели от этой камеры, и я сказал «Дайте поиграться!» и мне дали. После двух дней попыток ей снимать у меня был только один вопрос: «Как же вы этой хренью снимаете? Она же дико медленная!» Мне тут же начали говорить: «Да все нормально! Поменяй прошивку, отключи эту опцию и ту, поставь быструю карту, сделай пасы руками, пошли теще букет из 100 роз, подмигни вправо, сплюнь через левое плечо, скажи слово буирдоакуолоамаинд и она будет такая же быстрая как крокодил, хватающий лань на водопое». Камера была не моя, и я подумал, что с букетом роз для тещи можно подождать, хотя теща у меня хорошая и вполне заслуживает букета роз, но при других обстоятельствах. Со свойственной мне вредностью, я продолжал говорить «Она медленная». Я, естественно, имею в виду камеру, а не тещу. Через какое-то время, некоторые из тех, кому так нравилась эта камера и кто спорил со мной на этот счет, перестали на нее снимать. Я поинтересовался почему. Оказалось, что они поняли, что камера все-таки немного медленновата. Не сильно так. Ну совсем чуток немного самую малость медленная. А вот теперь я расскажу вам о камере Fujifilm x-Rpo1.

Когда сотрудник компании Fujifilm давал мне камеру на тест, я осторожно спросил его «А скорость карты памяти критична?», он уверенно ответил «Для этой камеры - да!». Надо было спросить еще и про розы и необходимые пасы руками, но я не решился. И наверное зря. После двух дней съемки, я поменял прошивку, купил самую быструю карту (95 Мб/с), проверил, отключены ли магические опции в меню. На прочие шаманские действия я не пошел. Имея за плечами предыдущий опыт, я могу вам сказать с уверенностью, что камера, кажется, все-таки какая-то немного не быстрая.

Более подробно: камера медленно фокусируется. Но это можно терпеть. Есть более неприятный момент! После нажатия на спуск проходит довольно заметное время и камера фиксирует не то состояние, которое вы ловите. Честно говоря, я с таким встречаюсь впервые. После нескольких непопаданий у меня наступило состояние полного отчаяния. От безысходности я решил, что буду снимать сериями - авось что-нибудь я так поймаю. И тут я заметил, что камера при съемке сериями впадает в коматозное состояние. Оказалось, что после того, как кадр сделан, камера начинает с ним что-то такое делать и как-то мощно пыхтеть, что не дает возможности просмотреть кадр. Съемка в этот момент тоже притормаживается. В этот момент камера попросту сливает из буфера файлы на карту памяти. В буфер попадает при непрерывной съемке сериями 12-13 кадров. Каждый файл примерно 25 Мб. Полное освобождение буфера наступает примерно за 20-30 секунд в зависимости от скорости карты. Берем 13 кадров, умножаем на 25 Мб, делим на 20 секунд. Получаем максимальную скорость освобождения буфера: примерно 16 Мб/с. И это при флешке 95 Мб/с!!! Одним словом, когда вы будете промахиваться из-за медленного автофокуса и задержки от момента нажатия на спуск до момент фиксации изображения, у вас удачным образом образуется время поковырять в носу, прежде чем вы увидите свои шедевры. Я не рекомендую снимать на эту камеру сериями. Все равно это не поможет снять то, что вы хотите, а времени потратите больше.

Если вам будут пудрить мозги, что все это некритично и что все прекрасно - не верьте!

Качество экрана

Моя зеркалка Canon 5DII меня дико избаловала тем, что я привык доверять тому, что я вижу на экране. Говорят, что есть экраны еще лучше. Я давно перестал изучать гистограммы и ориентируюсь только по экрану. Если на нем все хорошо, значит я при проявке raw или в фотошопе все, что мне надо вытяну. На экране Canon 5DII видно, получился ли кадр резким, по какому объекту лучше всего сделать замер экспозиции и т.д. Короче говоря, все видно хорошо. При этом я могу снимать и при ярком солнце, и в темных очках и когда темно. Мне никогда не приходилось регулировать яркость экрана. После такого позитивного опыта работа с x-Rpo1 - это сущий ад. Я использовал камеру в Португалии и Испании, где стояла жара и палило солнце. Многие города состояли почти исключительно из домов белого цвета. Без темных очков просто больно смотреть. В таких условиях, на экране вообще ничего не видно. Возможно, я старею, у меня портиться зрение и нервная система, но что-то мне подсказывает, что дело не во мне. Если подстраивать экран, то это надо делать постоянно, потому что при ярком солнце все очень контрастно и вы попадаете периодически в область очень глубоких теней. Да и вообще, к вечеру обычно темнеет... Периодически я сталкивался с тем, что делаю замер замер экспозиции, вижу каким должен получиться файл, а при повторном просмотре уже снятого файла на экране, обнаруживаю, что камера пересчитала экспозицию за меня. Причину такого дикого поведения я так и не выяснил. Кроме того, камера очень часто ошибается при замере экспозиции в режиме авто-изо. При контрастном свете его использовать оказалось неэффективным. Ошибки камеры при замерах экспозиции (или мои ошибки, которые трудно обнаружить из-за запутанности установок и разных режимов камеры) плюс очень плохой экран вместе дают постоянное раздражение, из-за того что выходит не то, что ты хочешь снять.

Аккумулятор

При моем стиле съемке его хватает на полдня. Второй аккумулятор пока довольно трудно найти в магазинах Москвs. Поэтому когда я шел снимать, мне всегда приходилось брать с собой вторую камеру. Кстати, из позитивного: аккумулятор можно вставить в камеру любой стороной, но, к сожалению, работает он только когда совпадают клеммы, пусть и не так долго, как хотелось бы.

Объективы

В моем распоряжении было три объектива, с постоянным фокусным расстоянием: 18 мм f/2.0 (27 мм в 35-мм эквиваленте), 35 мм f/1.4 (52 мм в 35-мм эквиваленте) и 60 мм f/2.4 macro (90 мм в 35-мм эквиваленте).

Мои любимые фокусные расстояния - 35 мм и 135 мм (в 35-мм эквиваленте). Ширик оказался для меня слишком широк, 35 мм f/1.4 неинтересен для уличной съемки, а 60 мм f/2.4 macro слишком короток. Последний особенно сильно тормозит при фокусировке. Из всех стекл ширик самый удобный. Но на нем жутковатая бочка. Поначалу это смотрится прикольно, но потом от этого устаешь также как от фишая. Все объективы очень резкие, но ценность этого факта можно оценить, если вы хорошо разобрались с настройками камерами, все время следите, что никакие колеса настройки не съезжают и если вы приспособились к медленному фокусу. При моем стиле фотографирования на ходу из толпы и имеющихся недостатках камеры оценить достоинства таких резких объективов просто возможно. Я могу только посмотреть на качественные снимки других авторов, сделанные в более лабораторных условиях и сказать: да, эта камера в принципе так умеет, и это хорошо. Одним словом, мне не подходят эти фокусные расстояния, других нет, а качеством объективов я насладиться не могу.

Что можно сказать хорошего?

Несмотря на все перечисленное, камерой можно делать хорошие снимки. Опытные люди после некоторого времени научаются ей пользоваться. Очень рекомендую в этом смысле обзор этой камеры, написанный Zack Arias. В моем же случае очевидно, что камера мне совершенно не подходит и что научиться ей пользоваться я могу только из спортивного интереса и я такую попытку сделаю. Фотографий в указанном обзоре и в обзоре Антона Мартынова достаточно, что бы судить о возможном качестве снимков. В обзоре Антона вы также можете прочитать очень толковое изложение о сенсоре этой камеры. Мои же фотографии будут появляться в этом журнале под соответствующим тегом.

Отдельное спасибо хочу сказать сотрудникам Fujifilm в Москве, с которыми я общался и которые произвели на меня очень приятное впечатление.

fujifilm x-pro1

Previous post Next post
Up