az

Какие книги по композиции почитать новичку?

Apr 12, 2012 14:40

Вопрос, который все время всплывает, у меня на курсе и на который я все труднее нахожу ответ. Какие книги по композиции почитать новичку? Короткий ответ все-таки такой: Никакие!

Ну, конечно вы скажете, что я злой дядька, который сам-то прочитал до фига всего. Но я все равно так думаю (и, кстати, я читал далеко не всё!) Посещение хороших фотовыставок и просмотр большого количества фотографий где-нибудь на http://www.magnumphotos.com/ или http://everyday-i-show.livejournal.com/ или http://photography-now.net/photographers/?p=1616, просмотр альбомов мастеров - это полезнее, чем чтение книг по композиции.

Почему так выходит? Потому что, если говорить серьезно, то такого предмета как композиция по сути нет. Любой серьезный преподаватель композиции фотографии в здравом уме это подтвердит. А что есть? А есть вопросы психологии и биологии восприятия. Первые весьма слабо разработаны особенно в применении к искусству, а вторые мало что нам дают, хотя кое-что дают. Есть вопросы света, цвета, контрастов, ритмики, связности. Всё конструктивное, что по этим вопросам можно сказать, можно уместить (без большого преувеличения) на одной странице, как конституцию США, но это будет информация весьма общего плана.

Книг по восприятию могу порекомендовать две:

1. Rudolf Arnheim, Art and Visual Perception
Изданий было много, перевод на русский был. Лучше всего последнее издание на англ. Книга не совсем по композиции, а скорее по психологии восприятия, но про композицию многое оттуда ясно. Лучшее, что я знаю.

2. R. Zakia Perception and Imaging

Еще парочка очень неплохих книг Иттена

3. Иоханесс Иттен, Искусство формы.

4. Иоханесс Иттен, Искусство цвета

Пожалуй,  любопытна книга

В.Н. Железняков, Цвет и контраст.

Есть интересные книги и статьи Зонтаг, Жарковски, Барта, но они не о композиции.

Плюс к этому есть ОЧЕНЬ много всякой литературы, которую можно поделить условно на две  группы.

- Всякий неуместный механицизм и попытки алгоритмизации искусства, где авторы пытаются уложить композицию в примитивные схемы, которые они называют «правилами композиции», которые после достижения «нужной стадии просветления» необходимо «научиться нарушать».

- Всякий «умный» бред, где излагаются личные и весьма субъективные представления о прекрасном, возведенные в ранг истин и часто подкрепленные цитированием известных ученых, которое легко вскрывает тот факт, что авторы этих трудов сами не ведают, о чем говорят.

И те, и другие книги, я считаю, читать вредно. Я рекомендую для начала набраться опыта (лет 6-10 фотографирования и просмотра чужих фотографий), а уж потом... подумать, что вам нужно почитать и нужно ли.
Previous post Next post
Up