Jun 13, 2017 10:35
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ. Две замечательные речи акад. И. Павлова об уме вообще и о русском уме (1918). Впрочем, это об интеллигентском уме, при этом еще уме ученого-естествоиспытателя. Удаляясь от тонкостей, даже не давая определения ума, Павлов рассматривает его чисто практически, в действии и результатах. По существу, он говорит о качествах, или приемах ума, которые необходимы для успешной научной работы. Он насчитывает их восемь.
(1) Предельная сосредоточенность на предмете исследования в течение длительного времени, может быть, даже всей жизни. «С предметом, в области которого вы работаете, вы не должны расставаться ни на минуту. Поистине вы должны с ним засыпать, с ним пробуждаться, и только тогда можно рассчитывать, что настанет момент, когда стоящая перед вами загадка раскроется...».
(2) Стремление мысли к непосредственному контакту с действительностью, к непосредственному видению действительности. Методика и словесныеформулировки неизбежны, но, в частности, необходимо стремится к точности формулировок. Но «русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. … Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни».
(3) Абсолютная свобода ума (вплоть до полного отвержения общепринятого); у нас же говорить против общепринятого почти невозможно, вас называют чуть ли не шпионом. «Мы всегда в восторге повторяли слово «свобода», а когда доходит до действительности, то - полное третирование свободы».
(4) Привязанность, любовь к идее, на которой остановились, иначе нет энергии. Но при этом должно быть и беспристрастие. Мы должны быть готовы отказаться от любимой идеи, если появляются факты, ей противоречащие. Но у нас привязанность есть, а беспристрастия нет.
(5) Обстоятельность, детальность мысли. Иногда маленькое, едва заметное явленьице переворачивает затем весь мир.
(6) Простота и полная ясность, полное понимание; сложное достижение ничего не стоит. У нашей публики есть какое-то стремление к туманному и темному. Один слушатель после интересного выступления кричал: «Гениально, гениально, хотя я ничего не понял!».
(7) Стремление к истине, здесь два момента: первый - новые истины, любознательность, а второй - постоянное возвращение к добытой истине. А что у нас? У нас прежде всего - новизна, любопытство, на этом наш интерес кончается («А, это уже известно»).
(8) Смирение мысли, скромность мысли. Великие ученые не считали свои открытия чем-то великим - Дарвин, Коперник. (Здесь, правда, полно и противоположных примеров. Более, пожалуй, прав Ушинский - открывателям новых идей свойственно преувеличивать значение своих открытий Б. З.). Впрочем, Павлов говорит о том, что должно быть.
(По книге: «И. Павлов. Рефлекс свободы. СПб, 2001).
об уме,
Павлов