Nov 20, 2016 15:38
О ЧЕЛОВЕКЕ 25.12.11 - 21.11.2016
Этимологич. Словарь: человек - общеслав. , происхождение неясно.
В др. языках: Skt. manushya
тиб. ми
англ, : man, human being
нем.: Mensch
фр.: hommo
В мире возникло множество глубоких учений о человеке, о его пути в мире. Но не все эти учения равноценны. Хотя психика - важнейшее в человеке, но все же это не весь человек. Психология - фрагментарна, имеет дело с «душой» (психикой) (ниже психологии - тело, а выше - дух).
Каков же наиболее правильный подход, что самое существенное для понимания человека?
1. Целостность: человек как единство тела-и-психики (тело-душа-дух) в его единстве средой (природой-и-обществом). То есть не психология, а антропология должна быть учением о человеке. (В противоположность многим современным школам практической психологии, имеющим целью адаптацию психики к нездоровой социальной среде). Но единство не означает постоянную гармонию, скорее гармония временна и не полна, а обычное состояние - это единство-и-борьба протвоположностей, как источник развития.
2. Особенность: человек - зоон политикон, «общественное животное», общественное существо. Человек может родиться, существовать и стать человеком лишь в человеческом обществе. Отсюда же его потребности в признании другими и в чувстве принадлежности к какой-либо социальной группе, к чему-то большему, частью которого он может быть.
3. Специфика человека (его «родовой признак»), его отличие от животных - духовная жизнь: самосознание, абстрактное мышление, язык-и-речь («слово», «дар слова»); мифология, религия, философия, наука...; потенциальная способность достижения сверхсознания. Ни одно животное не может назвать себя (сказать»я») и не обладает письменностью. Человек - личность.
4. Потребности - движущая сила живых существ. Основная психологическая потребность человека - сознательная деятельность (труд). Она наиболее полно реализуется в развитии, в преследовании осмысленных целей, высшей цели жизни;
4а.О потребности в познавательной деятельности см. ниже, в P. S.
5.Потребность в самосохранении (общая для всего живого); необходимость обмена со средой информацией, энергией и веществом (воздух, вода, пища).
(Иерархия потребностей выстраивается по уровням: тело, душа, дух плюс потребности социальные).
6.Основная структура психики: (1)правильное познание, знание реальности и (2)заблуждения, иллюзии, (3)структуры, безотносительные к истине (словотворчество, образотворчество: сказки, романы, киносериалы и т. д.), (4)память. Причины заблуждений - незнание (ограниченное знание), эгоцентризм, влечение к приятному (привязанность, страсть), отвращение к неприятному (ненависть, гнев, антипатия).
7.Изготовление орудий труда и орудий труда для изготовления орудий труда; труд посредством орудий труда, а не просто голыми руками или зубами - это также отличительная черта человека.
В отличие от животных для человека характерно использование неживой (дерево, камень, огонь) и живой природы (одомашненные растения и прирученные животные), без чего человечество не могло выжить и развиваться. Так, ни одно животное неспособно использовать огонь. Оно у них вызывает страх. (Ср. «бояться как огня»).
Без учета этих атрибутов учение о человеке неполноценно.
Микрокосм. Человек включает в себя то, что относится к неживой природе, к растениям, к животным (правда, в своеобразном качестве) и специфически человеческое.
P.S. «Потребность познания ведет свое происхождение от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии. Удовлетворение любой потребности требует информации о путях и способах достижения цели. Вместе с тем существует потребность в информации как стремление к новому, ранее неизвестному, безотносительно к его прагматическому значению… Филогенетические предпосылки этой потребности обнаруживаются уже у животных. … новизна повышает содержание в мозгу эндогенных эндорфинов… Иными словами, удовольствие от новизны имеет свою химическую основу». (П.В. Симонов... Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. С. 29).
P.P.S. Наиболее рациональный подход к человеку мы видим у К.Ушинского в его главном труде: «Антропология. Человек как предмет воспитания».
душа,
потребности,
дух,
человек,
тело