Оригинал взят у
edgar_leitan в
Мои лекции в Лейпциге Отчитал наконец свой мини-курс из трёх лекционных пар в Лейпцигском университете: введение в литературу Вед, классическая санскритская литература и индийский эпос (Махабхарата и Рамаяна). Курс по индийским литературам, из коих три лекции были моими, читался для самой общей студенческой публики. Индологов из более чем сорока слушателей хорошо если было четыре-пять человек. Прошло, кажется, неплохо - это с моей точки зрения. На второй и третьей лекции я был особенно в ударе. От студентов, впрочем, слышал нарекания, что было "слишком много информации", а также "слишком много санскритских терминов".
Не знаю, как можно читать лекции по санскритской литературе, даже нефилологам, полностью исключив санскритскую терминологию, кою и я и так урезал, насколько возможно. Из положительного, что отметили, было множество рецитации наизусть санскритских стихотворных строф - для иллюстрации различных стихотворных размеров ("ни у кого такого ещё не доводилось слышать").
Ещё, из радостного: на последней лекции (по эпосу) удалось рассказать вкратце (в форме сутр) содержание всей Махабхараты, всех 18-ти парванов! И, немаловажное: доходчиво (с вычерчиванием схем на доске) объяснить хитросплетения родственных связей и родословные линии основных героев Эпоса.
По теме учебного процесса, из меня крайне опечалившего: составители курса не решаются давать студентам читать подготовленные лектором дополнительные материалы (в виде залитых на специальную страницу пдф-ок) в размере более тридцати страниц на лекционную пару. И то это не "обязательное" чтение, а всего лишь опциональное! Дескать, если давать больше, то студенты испугаются и вообще ничего не будут читать. С одной стороны, я понимаю, что этот лекционный курс предназначен не для индологов-санскритистов, которых в Лейпциге вообще очень мало,но для самой разномастной публики в качестве самого общего введения. Но всё же не понимаю, как можно настолько идти на поводу у тотального поветрия - ради "демократизации" высшего образования, а также сохранения достаточного количества студентов на "экзотических" курсах превращать университет в подобие детского сада.
Получается очень интересная штука: в 19-м и даже 20-м веке, вплоть до 1990-х годов, одной из целей профессоров было выдавить как можно больше студентов с востоковедных специальностей „во тьму внешнюю“: либо естественной сложностью материала, а то и нарочитым усложнением его преподавания, либо бездарным лекторством пусть и замечательных учёных, но неталантливых педагогов (таким был, по отзывом его учеников, знаменитый буддолог Дж. Туччи, преподававший лишь то, над чем он в данный момент работал, что было ему самому интересно, при этом совершенно не заботясь, понимают ли его студенты хоть чуточку).
В последние же несколько лет, после введения болонской трёхступенчатой системы с бакалавратом, обучение в университете всё более стало походить на занятия в средней школе, с разжёвыванием и вкладыванием массы в рот, а также с постоянной оглядкой, не переутомятся ли бедные детки, если станут вдруг читать слишком много. Из элитного образования для немногих, искренне заинтересованных и способных, университетское обучение всё более становится линейным, почти что обязательным продолжением гимназии.
Впрочем, профессор
Эли Франко ободрил меня, сказав, что-де замечтельно, что я своим курс(ик)ом внёс в Лейпциг элементы жёсткой венской школы. А ведь и правда, в Вене-то моей, в славной нашей Касталии - подлинный востоковедный рай. По крайней мере пока, слава мохнатому
Джатибхуте!