Я понимаю, что три поста про скайтрен подряд это перебор. Но, обещаю, что этот пост последний. По крайней мере, пока не появятся данные о его эксплуатации в реальных условиях.
Напомню, что скайтрен это персональный автоматический транспорт передвигающийся при помощи магнитной левитации. Движение в одну сторону происходит на двух путях. Один из них предназначен для торможения, посадки-высадки и разгона. После набора нужной скорости двухместная кабинка с пассажирами выходит на основной путь, где едет в общем потоке без остановок до нужной точки. После этого съезжает на дополнительный путь, тормозит и высаживает пассажиров. Скорость движения до 240 км в час. Технология разработана в США при участии NASA. Первая 10-километровая линия должна быть построена уже в следующем году в Тель-Авиве.
Как я уже писал, скайтрен пока один из самых убедительных кандидатов на роль транспорта будущего. И уже в самое ближайшее время можно будет оценить его в деле. Если он оправдает возложенные на него ожидания, а ждать осталось не долго, то его можно начать массово строить и в России.
Где он наиболее перспективен? Я уже писал, что для современного мегаполиса он не очень подходит. Не та пропускная способность. Да и не понятно как он впишется в плотную застройку. Но, есть одна ниша, которая как будто бы создана специально для него - наземное скоростное движение на расстояния до 1000 километров. Сейчас эта ниша осваивается с помощью скоростных поездов (высоко-скоростные магистрали ВСМ). Притом, не слишком успешно.
Идея высокоскоростного движения по железной дороге явно зашла в тупик. Скорости выше 300 км в час оказались экономически не оправданными (значит, средняя скорость с учётом остановок и медленных участков будет значительно меньше 300 км в час). Использовать существующие пути невозможно. Нужно строить отдельную линию. Каждый километр ВСМ стоит 30 миллионов долларов (6,2 у скайтрена). Потребление энергии на 100 километров на одного пассажира от 2-х литров в бензиновом эквиваленте (скайтрен -0,9 литров). В итоге, ВСМ практически везде убыточны.
Уже из этих предварительных прикидок видно, что скайтрен намного экономичнее ВСМ и не уступает ей по скорости. Но, мы пока не упомянули его главного преимущества. Кроме скоростного движения между городами он автоматически решает еще и проблему электричек. Электрички - головная боль для РЖД. Абсолютно убыточный транспорт, несмотря на огромную востребованность.
Любой общественный транспорт вынужден делать остановки. Каждая из них сильно снижает общую скорость движения. Для скоростных поездов скорость - главный козырь. Поэтому, в идеальном случае остановок не должно быть вообще. Или их должно быть очень мало. То есть, ВСМ будет полезна для тех немногих городов, где есть остановки. Но, для остальной местности, она только обуза. Она разрывает пополам населённые пункты, разрезает местность непроходимой стеной. У местного населения не будет никаких причин любить ВСМ. Стало быть, вандализм неизбежен.
Скайтрен совсем другое дело. Он пролетает в 6-ти метрах над землёй. Никакой опасности для местных не представляет. Под ним спокойно ходят люди, домашняя скотина, кабаны и лоси. И главное - возможность для местных за считанные минуты добраться до столиц или соседнего райцентра. Стоимость их недвижимости вырастет в разы. А цена за проезд не должна быть выше, чем на железной дороге, учитывая небольшой расход электроэнергии, отсутствие машинистов, проводников и переездов.
В скайтрене не будет разницы между маршрутами Москва-Санкт-Петербург, Завидово-Вышний Волочёк или Выдропужск-Гадюкино. Он может поспособствовать возрождению российской глубинки. Население сможет расселиться вдоль магистралей. Вместо отдельных точечных сгустков мы получим сеть линейных городов.
Затраты на строительство магистрали могут оказаться ниже обещанных шести миллионов. Дело в том, что эта цена дана с учётом остановок каждые 500 метров. А если мы строим дорогу через леса и поля остановки у нас будут значительно реже, соответственно, на значительной части пути можно будет обойтись без дополнительного пути. Их можно достроить позже, когда местность начнёт заселяться. Таким образом, расходы на строительство можно растянуть на несколько десятилетий. Это отличает скайтрен от ВСМ, где всю огромную сумму нужно выложить сразу.
Теперь о безопасности. Как уже было сказано, скайтрен не будет сбивать людей, коров и лосей. Напомню, что только за первый год под колёсами сапсана погибло 20 человек.
Скайтрен никогда не будет интересной целью для террористов. "Зрелищно" убить сразу много людей не получится. Если взорвать кабинку погибнет только 2 человека. Можно взорвать опору и вывести линию на время из строя. Но это не станет главной новостью в СМИ.
Есть подозрение, что именно из-за этого власти Тель-Авива выбрали скайтрен и отказались от метро. Метро - слишком удобная цель для террористов. Обеспечение безопасности по образу и подобию аэропорта Бен-Гуриона разорит бюджет и сделает метро не работоспособным.
И последний вопрос: хватит ли пропускной способности для наших пассажиропотоков. Пропускная способность скайтрена - 14000 человек в час. У сапсана, даже если его пустить каждые 5 минут, она не привысит 6500. Максимальная пропускная способность электрички 30000 человек в час. Но она актуальна только на некоторых самых загруженных участках (например, Люберцы-Выхино) Средняя наполняемость электричек - 22 человека на вагон. Таким образом, даже одна линия скайтрена должна справится в большинстве случаев. Для самых загруженных участков можно построить 2 или 3 параллельные линии. При этом, не строить сразу, а достраивать постепенно, по мере роста популярности этой транспортной услуги.
Россия пока не построила ни одной ВСМ. Сапсаны едут по обычным путям, причиняя всем кучу неудобств. Планируются линии Москва-СПБ, Москва-Казань и Москва-Адлер. Но, в связи с кризисом, их будущее туманно. Так что, есть смысл рассмотреть скайтрен как альтернативу ВСМ.За меньшие деньги мы получим гораздо более удобный и экономичный вид транспорта. И, заодно, поспособствуем возрождению российской глубинки.