АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА , самоуправляющаяся национально-территориальная единица. В состав РСФСР входят следующие АССР: Башкирская, Бурято-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Немцев Поволжья, Татарская, Чувашская, Якутская. В УССР- Молдавская, в УзССР - Таджикская, в ССР Грузии-Абхазская, договорная и Аджарская, в ССР Азербайджана-Нахичеванская.
Республиканская автономия есть форма политического самоуправления для тех наций Советского Союза, к-рые, в отличие от наций, организованных в автономные области, находятся на более высокой ступени, по своей численности и культурному уровню, но к-рые, тем не менее, еще не настолько значительны, чтобы образовать Союзную республику как часть СССР. Сообразно с этим строятся юридические формы А. р.
Заимствуя у той федерации, в к-рую она входит (напр., у РСФСР), терминологию для своих верховных органов - республиканский Съезд Советов, ЦИК, Народные Комиссариаты, Совет Нар. Комиссаров,-А. р. отступает от того принципа двойного подчинения ВЦИК и СНК, к-рому следуют автономные области, и приближается в этом отношении к Союзной республике. По обычаю, оформленному теперь и конституцией РСФСР (ст. 47), шесть отраслей государственного управления (внутренние дела, юстиция, просвещение, здравоохранение, земледелие и социальное обеспечение) сосредоточены в т. н. «автономных» народных комиссариатах, освобожденных от руководства и контроля одноименных нар. комиссариатов федерации и непосредственно подчиняющихся, с одной стороны, собственным ЦИК и СНК А. р., с другой-ВЦИК. По 4 другим ведомствам (Высший сов. нар. хоз., труд, финансы и Раб.-кр. инспекция) нар. комиссариаты А. р. точно также находятся в прямой зависимости от ее верховных органов, но в то же время служат на местах проводниками общегосударственной политики, осуществляя директивы соответственных объединенных нар. комиссариатов федерации.-Конституция РСФСР предоставляет ЦИК А. р., в зависимости от местных условий, сократить число своих народных комиссариатов.
В связи с общим характером республиканской автономии, как высшей сравнительно с автономией областной, конституция РСФСР особо отмечает законодательные полномочия верховных учреждений А. р. Она передает право окончат, утверждения основного закона А. р. Всероссийскому Съезду Советов (см. Автономная Советская Социалистическая область). В то же время конституция СССР предоставляет каждой А. р. в пять раз
больше мест в Совете Национальностей, чем автономной области.
Тем не менее, смысл и характер советского автономизма должен предостеречь исследователя от попытки положить сколько-нибудь резкие грани между А. р. и автономной областью-по признаку большей или меньшей независимости и самостоятельности. Очевидно, что А. р. есть более высокий тип национальной единицы, чем автономная область. Но это означает лишь одно: А. р.менее нуждается в поддержке и руководстве центра, чем автономная область. Есть большая, поэтому, возможность предоставить ее, до известной степени, самой себе в тех отраслях общественной жизни, которые непосредственно связаны, с бытом и национальными особенностями и имеют, следовательно, основное значение для развития нации как таковой. Это не знаменует «больше автономии», т. е. свободы, по той простой причине, что национального гнета не существует ни для А. р. ни для А. области. Пререкания провинциального партикуляризма с государственной унификацией разгораются лишь там, где, как у буржуазии, вопрос о сумме прав, о комплексе свободы провинции есть вопрос жизни или смерти ее самобытности. Где нет покушений на последнюю, там обесцвечиваются самые термины «самостоятельность» и «независимость», ибо провинция уже не противополагает себя государству, ей не от кого защищать свою независимость и не для чего блюсти свою самостоятельность. С этой же точки зрения должен разрешаться и вопрос о положении А. р. как федеративных частей союзного государства.
Традиционная наука отмечена в области теории федерализма необычайной искусственностью и формальностью своих построений. С их точки зрения не только А. область, но и А. р. не квалифицируются как части федерации уже по одному тому, что РСФСР лишена второй палаты, неизбежной и имеющей свое оправдание в буржуазно-федеральной практике и теории. Но этой юридической схоластикой буржуазия лишь затемняет подлинно-существенный принцип федерации; равенство федерирующих частей.
Где соглашающиеся стороны не равны, а только уравнены одинаковым гнетом центральной власти (см. Автономия), там нет федерации, нет союзного государства. Но где в союз вступают нации на началах добровольного сотрудничества, там они все получают не только одинаковое право на жизнь, но и действительные средства осуществления этого права-больше тому, кто слабее.
Только в этом случае может быть речь о союзном государстве, о сообществе свободных наций. В этом союзном государстве, каким является Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика или Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, автономная республика и автономная область- равноправные члены, с одинаковыми правами национального развития, но различными способами осуществления этих прав. Г. Гурвич. (проф. Г. С. Гурвич - А.Б.)
БСЭ, 1926, т. №1
Читать статью
КРЫМСКАЯ АССР в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5
http://ayder-bektash.livejournal.com/51546.htmlЧитать статью "
Автономная республика" в Большой советской энциклопедии, 1950 года, 2 изд.
http://ayder-bektash.livejournal.com/51360.htmlP. S. "Восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму."Постановление Верховного Совета СССР "О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа", 28 ноября 1989 г., № 845-1
Фото из личного архива