читать можно, но я бы не советовала)
zarisovka_mini - 29 заход, финал, в десятке! ну, как в десятке? ну, да, в десятке)
Городомор
"Наш город у моря
Рождается в пене
Каждое утро…"
Эти строчки, плод бездушных стараний местного поэта, написаны выцветшей краской на деревянном щите, знаменовавшем культурную область пляжа. Но щит покрылся кракелюрами, местный поэт - забвением (и не жалко), а всё остальное: веранды, скамеечки и танцплощадка - загажены и опустошены. То есть, они испачканы людским присутствием, но вместе с тем избавлены от главной грязи - самих людей.
Ты ходишь сюда один. Ты не веришь в эту чушь про "каждое утро". Ведь знаешь истинное положение дел.
Обычно ты не видишь, где встаёт солнце. В то время ты спишь, даже когда уже проснулся. И не успеваешь заметить, как вылезло оно из-за многоэтажек, как запачкало своими лучами, точнее, помыло светом, обнажив истинную грязь, твой город.
Специально просыпаешься раньше, чтобы поймать восход. И вот, только ещё темень тёмная - и сразу утро, раскрашенное серым городом и золотым солнцем.
Ты никогда не видел восхода. И поэтому не уверен, что утро является именно тем, чем принято ему быть. У тебя на его счёт своё мнение.
Но закат ты видишь каждый день. Солнце всегда опускается в море, в его холодную воду, как яйцо, чтобы легче чистилось. Потом подземные поедатели светил, прежде чем погрузить свои чумазые клыки в солнечную мякоть, без труда соскабливают золотую скорлупу и раскидывают по недрам, так происходит уже очень давно, от сотворения первого солнца, даже некоторая скорлупа поднялась вместе со слоями пород и была обнаружена людьми, названа золотом и вставлена во многие рты. У тебя тоже есть золотая коронка, поэтому в правдивости этой версии тебе сомневаться не приходится. Ты каждый день наблюдаешь за садящимся солнцем, слышишь, как растёт тень у тебя за спиной. Твоя, и твоего города.
Он не рождается из пены, это миф. Город просто каждый вечер безнадёжно выбрасывается в море, и каждое утро море выкидывает его, мёртвого, обратно, на берег. Где чайки, харкая словно вороны, ковыряют его утопленнический труп в поисках лакомств. И находят, как это ни странно.
__________________________________________________________________________________________________________
Рецензия на текст от
ros_sonieri :
А в синем море, где ныряют птицы,
Где я плыву утопленник, готов,
Купался долго вечер краснолицый
Средь водорослей городских садов.
Борис Поплавский
Двойной смысл - двойное дно - обнажается уже в названии: «Городомор» - «город у моря» и «мертвый город». Тут же добавляют красок первые строки зарисовки (как жаль, что не эпиграф!) - город соотносится с рождающейся из пены Афродитой, с любовью и красотой, которым на проверку нет места в самом тексте. Общий тон окончательно определен первым абзацем, представляя читателю картину мертворожденного города.
В этом городе живут люди, но он пуст. В этом городе есть солнце, но нет Востока. Море здесь всегда холодно и вряд ли может породить жизнь. Ключевыми словами в описании становятся понятия, связанные с грязью, нечистотами и пустотой, к созданию которой они приложили руку: «…веранды, скамеечки и танцплощадка - загажены и опустошены». «Главная грязь» в городе - люди, «истинная» - сам город; соотнесение этих трех понятий и порождает Городомор, в котором люди не являются средоточием жизни, а сливаются с многоэтажками, выцветшим щитом и «культурной областью пляжа»: «Ты каждый день наблюдаешь за садящимся солнцем, слышишь, как растёт тень у тебя за спиной. Твоя, и твоего города». «Ты» - это не только часть города, это еще и его эпицентр, средоточие его мыслей и наблюдений, показательный Житель, среднестатистический Обыватель.
Городомор ежедневно проходит свой цикл - рваный круг, в котором вместо исходной точки - пустота. Солнце, как и сам город, лишь умирает, но не рождается; погибая под клыками «подземных поедателей светил» (не совсем ясно, о каких светилах идет речь, если в море опускается только солнце), оно превращается в зубные коронки, реально существуя лишь в сознании Жителя - Городомора: «И поэтому не уверен, что утро является именно тем, чем принято ему быть. У тебя на его счёт своё мнение».
Довольно сложный символический пласт текста становится еще более запутанным из-за отсутствия каких-либо знаков препинания, кроме запятых. Это не позволяет выявить при первом прочтении причинно-следственные связи, что всерьез затрудняет понимание текста: «Солнце всегда опускается в море, в его холодную воду, как яйцо, чтобы легче чистилось». Стилистические огрехи типа «город выбрасывается в море» (откуда выбрасывается?) и «утопленнический труп» (да здравствует Платонов) уверенно нагромоздились друг на друга в конце текста - смысловом резюме, средоточии выводов… Все это, словно якорь, топит идею в холодной воде, оставляя ее колыхаться на поверхности, но не давая ей оказаться на берегу.