Трое из четырех интервьюируемых на вопрос о том, какой период в истории страны был наиболее благоприятным для развития башкирского языка и культуры, назвали советский период.А Хамитов тоже сказал:«Вспомните, в то время не было обязательного изучения языков народов СССР. А языки были, жили, и в этой части все развивалось: литература, искусство, культура. Затем, примерно 25 лет назад, стартовало обязательное изучение языков народов. В каких-то республиках в большей степени, в каких-то - в меньшей. Но в то же время наметились тенденции к сокращению пользования языком, уменьшению количества людей, знающих свой родной язык. В эти годы, когда было введено обязательное изучение языков, вдруг возникли проблемы ухудшения их состояния". Это к тому, как разрешать противоречия.
Отмена обязательности поголовного обучения башкирскому языку не несет никакой опасности для языка. Это не есть акт этноцида, как это пытаются представить националисты. Всякий башкир, истинно болеющий за свою нацию, вправе требовать развития собственного языка, собственной культуры без навязывания его остальным. Кто хочет, тот пусть изучает башкирский язык. Но мы живем в России, языком межэтнического общения является русский язык. Если дети не будут знать его - не смогут быть грамотными. Как можно на башкирском языке нормально обучать, например, геометрии? Никак. Это возможно только на русском. Поэтому неверно за счет сокращения уроков русского заставлять всех изучать башкирский. Националисты вслепую используют башкирский народ и выдвигая идиотские требования обязательного, пусть и некачественного обучения башкирскому языку только травят остальные народы и свой собственный. Настоящими националистами они не являются.
Согласна с вами. Щекотливые национальные вопросы при капитализме легко превратить в инструмент дополнительного отчуждения человека от собственной родовой сущности. Но согласитесь, что обязательность изучения башкирского языка, причем слабое, некачественное изучение только усугубит проблему отчуждения. У меня никакого желания записывать в сепаратисты всех башкир, которых подначивают выходить на митинги. Их в большинстве используют втемную. Поэтому надо вести разъяснительную работу. Отмена обязательности изучения языков титульных наций в национальных автономиях не является этноцидом, как это пытаются выставить националисты. Представители титульных наций вправе требовать развития своей культуры и языка без навязывания его остальным. Это ложная дилема, при помощи которой пытаются разжечь межнациональную рознь
Денис, однако я проблему вижу не в строе (социализм или капитализм), а в глобализации. В таких больших объединениях, как СССР или РФ, вследствие необходимости в универсальном языке общения, языки малых народов обречены на вымирание и любые меры по защите языка как умирающему припарки. А единственно "верный" путь к сохранению языка - децентрализация (вкупе с изгнанием "оккупантов и колонизаторов"). Этими настроениями, присутствующими в каждом представителе малой народности, геополитические противники и манипулируют. Хотя при ослаблении центрального контроля такие процессы происходят сами собой. Но ослабление контроля опять таки может быть следсвием воздействия извне
При социализме, тем не менее, языки малых народов развивались. Для некоторых из них была вновь создана письменность, развивалась литература, делались научные исследования. Этнографы записывали народные сказки, песни. Теперь этого либо вовсе нет, либо снизилось до минимума. Поэтому и вымирание происходит. И уж, конечно, такую проблему не решить навязыванием языка людям других национальностей.
Comments 9
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А единственно "верный" путь к сохранению языка - децентрализация (вкупе с изгнанием "оккупантов и колонизаторов"). Этими настроениями, присутствующими в каждом представителе малой народности, геополитические противники и манипулируют. Хотя при ослаблении центрального контроля такие процессы происходят сами собой. Но ослабление контроля опять таки может быть следсвием воздействия извне
Reply
Reply
Leave a comment