Басня о «принце на белом коне (мерседесе)» уже давно является притчей во языцех. Удивляет только настойчивость, с которой она возникает в общественном и индивидуальном сознании.
Ну, о принцах мы попозже поговорим, а пока мне вот хочется разобраться с теми, кто претендует на звание принцевых невест. Вернее, не принцевых, а царевичевых. Поскольку мы все-таки русские люди.
Итак, для любимых наших Иванов-царевичей или хотя бы Иванушек-дурачков всегда находится своя Василиса, то ли Премудрая, то ли Прекрасная, иногда все в одном флаконе. Мы помним, что в сказках будущую невесту положено для начала спасти и только потом можно жениться. Чтобы все было честь по чести, чин чинарем.
Что же это за девица такая, ради которой совершаются всяческие подвиги.
Большая советская энциклопедия немногословна:
«Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».
Надо отметить, что описания подробные юной девы отсутствуют. Ни как выглядит, ни какова нравом - ни гугу. Единственная зацепка - «свет, таких еще не видывал».
Что мы о ней знаем?
Василиса, или по-гречески «Basilissa», в переводе «царственная» или «властительница». Вполне откровенный намек на весьма высокое происхождение. Явно не из простой семьи девушка. И воспитывалась, скорее всего, соответствующе.
Но вот дальше начинается любопытное действо. Будущая невеста, сама либо через посредника, типа - похитившего ее сказочного злодея или собственного отца, буквально принуждает героя ввязываться иногда в довольно опасные испытания. Конечно, герой он на то и герой, чтобы подвиги совершать.
Но бывают и другие проверки - на смекалку и сообразительность. То герой должен допрыгнуть на коне до окон невестиной светлицы, непременно поцеловав красавицу, то поиграть с ней в прятки: самому спрятаться или найти красотку в очень экстремальных условиях. В крайнем случае, загадки поразгадывать, тоже заковыристые.
У меня так создается стойкое впечатление, что девушке не очень-то и хочется замуж. Иначе с чего ей так истязать своего суженого.
В принципе, подвергать мужчин испытаниям - нормально. Надо же знать, стоит ли с ним связываться, детей рожать. В природе обычно этот процесс происходит на бессознательном уровне. По феромонам ранжирования. Битвы за самку тоже случаются.
Но в русских сказках есть такая заковыка. Если Иван-царевич, не дай Бог, не сможет выполнить задание коварной невесты, его ожидает неминуемая смерть. Вот такая жестокосердная красавица, почти как Соловей-разбойник или Змей Горыныч.
Что за этим кроется? Да не хочет царевна замуж, вообще не хочет. Ей и так хорошо.
Попробуем разобраться в ситуации с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Подавляющее большинство принцев - кожные амбициозные ребята, для которых покорить красавицу: вопрос самоутверждения.
А вот с царевишной сложнее. Ну кто из нормальных женщин будет так хотеть смерти молодых людей и упираться от супружества.
Разгадку можно найти в сказке, рассказывающей о времени взросления Василисы, перипетиях ее детства, отрочества, юности.
В этом варианте, Василиса не особа царской крови, а дочь купца. Типа, помните - «Аленький цветочек». Или «Золушку».
Там у купца умирает жена, оставив дочку. По разным источникам девочке на тот момент было от восьми до двенадцати лет. Вполне по тем временам сформировавшаяся личность. Супруг, погоревав, решает вновь жениться. Не comme il faut было тогда бобылем жить. Новая купчиха, мачеха Василисы, вместе со своими дочурками устраивает Василисе «веселую» жизнь, тираня и загружая совершенно непосильной работой.
То есть до пубертата девочка росла в тепле и нежности, скорее всего, она успела правильно развить свои природные качества.
Какие? У девочки заметно просматривается анальный вектор - она послушная, настойчивая, усидчивая. Это с одной стороны. С другой - у девочки хорошо развит и кожный вектор. Именно это позволяет ей справляться с самыми неординарными ситуациями. А их встречается очень много. То есть все эти ситуации устраивают ей «добрые» мачеха и сестричками. Горох, гречка, зола, огород, печка - это все мелочи.
Предельный случай настал, когда милые дамы, заявив, что в доме совсем не осталось никакого огня, направили Василису прямо к Бабе Яге, естественно, с надеждой, что она никогда не вернется из страшного леса. Послушная как все хорошие девочки с анальным вектором, Василиса отправилась в нелегкий путь. Было страшно, ужасы всякие по дороге опять же, странные всадники -весь в белом на белом коне, такой же красный, а потом самый страшный - черный.
Девушка не испугалась. Вот я и думаю, то ли не было у нее зрительного вектора, то ли развился до всеобъемлющей любви.
Все-таки склоняюсь к первому варианту.
В логове Бабы-Яги зрительнице выжить вообще было бы проблематично. Окруженное высоким забором из кольев, на которых скалились человеческие черепа, жилище обслуживалось тремя парами рук, появляющимися ниоткуда и исчезающими в никуда.
Хозяйка, конечно, была страшнее всего, что встретилось Василисе до этого.
Но что делать. Послали с заданием добыть огня - выполнять надо.
Баба Яга, тем не менее, приняла девушку довольно благосклонно и пообещала, что даст ей огня. Но при определенных условиях, а именно -Василисе необходимо исполнить назначенные Бабой-Ягой задания.
Ни о чем не вспоминаете? Да, да. Василиса проходит тот же путь, на который она потом будет послать всех своих женихов.
Задания у нее, правда, сугубо женские, зато их много, даже слишком: двор подмети, избу прибери, белье перестирай, обед приготовь, зерна перебери. , но главное - на все про все отводится один единственный день. Ежели чего не так - быть Василисе съеденной.
Вот тут и пригодилась Василисе кожная смекалка, скорость реакции, ловкость рук. Все девушка сделала вовремя и как надо: выстирала одежду Бабы-Яги, убрала дом, приготовила вкусные кушанья, разобралась где здоровые зерна, а где зараженные, и как мак отличить от грязи. В некоторых вариантах сказки Василисе помогает куколка, оставленная ей любящей матерью.
Материнское же благословение помогло Василисе избегнуть участи быть навсегда привязанной к Бабе-Яге. Та дала девушке и огня и выпроводила прочь.
Итак, что мы видим. Василиса прошла хорошую школу, тренинг на устойчивость и выживаемость, многому научилась, многое поняла. Стала самодостаточной личностью. Вооруженная знаниями и умениями, она отнюдь не стремится к замужеству. Да и анальная память о перенесенных испытаниях дает о себе знать.
Но именно за такую невесту сражаются прекрасные принцы. О чем бы неплохо было бы помнить тем, кто о них мечтает.
Для погружения в древнее время послушайте чарующую славянскую музыку
Click to view
Написано под впечатлением от
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.