Click to view
Довольно давно я определил, что мне больше всего нравится в путешествиях - это средневековая архитектура (фахверк, готические соборы и т.д), горы и озера/речушки. В принципе, почти все мои путешествия попадают под данные критерии, а Эльзас, наравне с Баварией, наиболее подходит под них. Года три назад я восторгался отчетом Сергея Комарова (
kolllak) про его поездку в Эльзас, и в прошлом году я так и не добрался до Страсбурга, хотя я и был совсем рядом. Прямых рейсов Москва - Страсбург нет, так что единственным вменяемым способом добраться до Страсбурга является маршрут Люфтганзы Москва - Франкфурт (авиаперелет)- Страсбург (автобус). Кроме того, цена была крайне гуманная (13500 в обе стороны), но единственный минус время отлета и прибытия - отлет в 6 утра из Домодедово, и вылет из Франкфурта в 7 вечера. На стыковку между самолетом и автобусом я выделил 5 часов (и не прогадал), с запасом на задержки вылета из Москвы и пробок из Страсбурга в Франкфурт. Кроме этого, я планировал за время пересадки посетить Франкфурт - особо интересного там все равно нет, но увидеть Паульсплац и Ромер все-таки хотелось.
Утренние вылеты плохи тем, что не успеваешь поспать ночью, а в самолете не удается, и это не удобно из за множества детей (летом каникулы все таки). В Люфтганзе немецкий персонал не понимают русский язык, так что я помог соседу с выбором меню. Кормят богато - завтрак блинчики или омлет на выбор, круассан и булочка, масло, джем, йогурт и два напитка (например, и чай и сок). Прилетели, к слову, раньше срока, хотя вылетели позже запланированного. Самолёт Airbus А-321, и кресла расположены довольно близко, с откинутым столиком невозможно подняться с кресла, но ноги вытянуть можно.
При подлете к городу сделал фотографию - Франкфурт с высоты красивый! По прилету стандартные проблемы - очень мало таможенников на пограничном контроле, и в результате около часа простоя. (уже по приезду в Москву я узнал, что это была очередная забастовка). Указателей масса - потеряться при всех размерах аэропорта просто невозможно. Мой багаж тихо мирно лежал в зоне Airrail drop, правда меня удивило что, как и в других аэропортах даже не проверяют чей он. Сотрудник Люфтганзы предложил оставить багаж в зоне AirDrop до прибытия автобуса, а не перемещать его в камеру хранения, на что я с радостью согласился, и отправился на электричке во Франкфурт. Станция S Bahn находится прямо у крытого перехода от аэропорта к Square (местный ТЦ).
Пока я ехал к центру города, а именно к станции Гауптвахта, меня удивило количество участков 6-8 соток - как будто не уезжал из России. Франкфурт крупнейший город земли Гессен и пятый по величине в Германии с населением в 700 тыс. человек (прямо как какой-нибудь Барнаул или Владивосток, но меньше Саратова!!!)
Римские поселения в районе Рёмера ориентировочно появились в первом веке нашей эры и даже в настоящее время находят артефакты той эпохи. Название Франкфурт-на-Майне происходит от слова Franconofurd, германского племени Франков. Немецкое слово Furt обозначает мелководное место на реке, пригодное для переправы вброд. Первое упоминание Франкфурта относится к 794 году, когда Карл Великий начал создание империи и созвал Франкфуртский собор, хотя алеманны и франки давно населяли эту местность.
Франкфурт играл важную роль в Священной Римской империи. Германские короли и императоры, начиная с 885 года, выбирались во Франкфурте и короновались в Ахене. С 1562 года короли и императоры начали короноваться во Франкфурте и первым коронованным во Франкфурте королём стал Максимилиан II. Франц II, коронованный в 1792 году 14 июля, в годовщину Дня Взятия Бастилии, стал последним правителем Священной Римской Империи. Его выборы и коронация состоялись в Кафедральном соборе Франкфурта, более известном как «Императорский собор».
В 1372 году Франкфурт получил статус Имперского города и стал напрямую подчиняться императору, а не местным правителям и наместникам. В ходе Тридцатилетней войны Франкфурт сохранил нейтралитет, но пострадал от эпидемии бубонной чумы, распространению которой способствовали потоки беженцев. По окончанию войны город вернулся к своему былому уровню благосостояния.
После революции 1848 года Франкфурт стал городом, в котором расположился первый Германский Парламент, избранный на демократических принципах. Местом заседания Парламента стала Паульскирхе. Вновь созданный общественный институт потерпел фиаско в 1849 году, когда прусский король заявил, что он не «примет корону от черни». За год существования ассамблея успела разработать для объединённой Германии, которую должен был возглавить прусский король, единую конституцию.
Франкфурт потерял свою независимость после австро-прусской войны, по итогам которой Пруссия в 1866 году аннексировала несколько небольших государств, в числе которых оказался и вольный город Франкфурт. Прусская администрация включила Франкфурт в состав своей провинции Гессен-Нассау.
Франкфурт был оккупирован французскими войсками, которые были введены в Германию в ответ на Рурское восстание, в период с 6 апреля по 17 мая 1920 года. Французские официальные лица заявили, что Германия нарушила параграфы с сорок второго по сорок четвёртый Версальского договора, которые определяли порядок демилитаризации области Рурского бассейна
Франкфурт подвергался частым бомбардировкам авиацией союзников во время Второй мировой войны. В результате авиационных налётов погибло порядка 5,5 тыс. граждан и был разрушен один из самых знаменитых исторических районов города - Рёмер. В послевоенный период лишь часть старинных зданий была восстановлена, исторический облик города был утерян.
Франкфурт, как и Штутгарт очень мало сохранил свой первоначальный вид. По сути сохранились две площади (Паульсплац и Рёмер) и собор, зато можно пройти к реке и насладиться видами Майна.
Здание главного караула в стиле барокко, давшее название площади, было построено в 1729 году. Здание было штаб-квартирой городской милиции Штадтвер (нем. Stadtwehr) и содержала тюремное помещение. В XVIII веке Франкфурт всё ещё имел крепостные стены и собственный гарнизон. В 1833 году была предпринята неудачная попытка штурма Гауптвахты небольшой группой революционеров. После аннексии Пруссией города в 1866 году Гауптвахта утратила свою роль.
В здании разместился полицейский участок с тюремными помещениями. В 1904 году в здании разместилось кафе, где находится и сегодня. Здание сильно пострадало во время жестоких бомбардировок города войсками союзников во время Второй мировой войны. Здание было отстроено в 1954 году, в виде, условно повторяющем первоначальный, только с видоизменённой крышей. В 1967 году, во время строительства метро, здание было демонтировано и выстроено заново уже над новой станцией метро. Площадь подверглась новой масштабной реконструкции при строительстве станции пригородных поездов (S bahn) в 1978 году.
Далее я прошел от здания Гауптвахты к Палульсплац
Церковь Святого Павла (нем. Paulskirche) - храм во Франкфурте-на-Майне. Строилась с 1789 по 1833 на месте снесённой в 1786 г. средневековой церкви, и до 1944 г. являлась главной лютеранской церковью Франкфурта. В церкви Святого Павла с 1848 по 1849 годы заседали делегаты первого германского парламента - Франкфуртского национального собрания.
После бомбёжки 18 марта 1944 г. церковь сгорела. После Второй мировой войны она была восстановлена. В день сотой годовщины Франкфуртского национального собрания 18 мая 1948 г. церковь была открыта под названием Дом всех немцев (нем. Haus aller Deutscher).
Рёмер (нем. Römer - «римлянин») - старинная ратуша во Франкфурте-на-Майне. Уже более 600 лет здание с примечательным ступенчатым фронтоном является символом города. Название зданию ратуши дало среднее из трёх ранее самостоятельных строений, которое носит название «Дом у римлянина» (нем. Haus zu Römer). Происхождение названия центрального здания остаётся туманным, несмотря на то, что на основании исторических исследований выдвигалось много различных, часто противоречащих друг другу версий. А «Рёмер» тем не менее уже многие столетия означает для Франкфурта-на-Майне комплекс зданий ратуши.
В XIV веке городской управе потребовалось новое помещение, и городские власти выкупили 11 марта 1405 года два представительных городских жилых дома в центре города, носивших имена «Дом у римлянина» и «Дом у золотого лебедя», за 800 гульденов с предоставлением владельцам пожизненной ренты в размере 65 гульденов в год. После последовавшей за покупкой перестройки зданий в ратуше появился большой Императорский зал и специальная комната для выборов императора, украшенная фресками с изображением гербов и портретами представителей различных сословий. Со временем к двум домам, положившим начало комплекса ратуши, городские власти стали постепенно присоединять близлежащие здания.
Золотой буллой императора Карла IV Франкфурт был узаконен в качестве места проведения выборов императоров Священной Римской империи. Служивший в течение нескольких столетий начиная со Средних веков и вплоть до ликвидации Священной Римской империи немецкой нации в 1806 году местом проведения коронации германских королей и императоров, Рёмер занимает достойное место в истории Германии. В здании франкфуртской ратуши часто заседал и рейхстаг. Ратуша также использовалась для нужд франкфуртской ярмарки. Рёмер получил многочисленные повреждения во Вторую мировую войну и был отреставрирован в послевоенное время. Несмотря на современное внутреннее убранство ратуши, Рёмер относится к числу наиболее значимых готических строений светского назначения.
На другой стороне площади расположились такие фахверковые домики.
Франкфуртский собор (Императорский собор святого Варфоломея - нем. Kaiserdom St. Bartholomäus) - самый большой храм Франкфурта-на-Майне, где раньше проводились церемонии коронации императоров Священной Римской империи.
На протяжении всей своей истории Франкфуртский собор был собором кайзерским, а не кафедральным собором епископии. Его большое значение в качестве национального символа основывается, скорее, на политическо-исторической роли в Священной Римской империи. В XIX веке собор стал символом единения германской нации.
Прошел немного вперед и вышел к Майну, с которого открывается вид на Dreikönigskirche.Прошел немного вперед и вышел к Майну, с которого открывается вид на Dreikönigskirche.
На набережной Майна лежат заброшенные трамвайные пути, и никому не мешают.
Затем вернулся пешком до станции Гаупвахта, сел на S Bahn и поехал обратно в аэропорт.
На поездку во Франкфурт вместе с дорогой и ожиданием поездов ушло менее 2 часов. В целом Франкфурт мне очень напомнил Штутгарт - очень мало старых зданий, а восстановлено всего две площади. Здания правда красивые и исторически важные, кроме того я совершенно точно знал, что мне во Франкфурте мало что заинтересует, так что я даже был немного приятно удивлен. «Немецкий дух» я правда не успел уловить за два часа, плюс показалось что очень много приезжих - туристов из Китая и турков (сирийцев), немцы составляли чуть больше половины от общего количества встреченных людей в поезде и на улице. Я конечно надеюсь, что в это время (половина десятого-половина двенадцатого утра) основная часть населения находится на работе, но в целом за год ситуация изменилась к худшему.
Затем я забрал багаж из зоны AirRail, посидел в зале ожидания, и пошел на посадку в автобус. Водитель проверил билеты и зачеркнул у себя мою фамилию. Когда все расселись, но оставалось время до отбытия, водитель отошел от автобуса, оставив открытым багажное отделение. Меня удивила такая беспечность - все-таки это аэропорт, а не тихая улочка у отеля. Возможно в это время были большие пробки, так что водитель съезжал с магистрали на магистраль, а иногда и вообще выезжая на местные дороги. Меня удивило наличие границы между Францией и Германией - нигде такого не видел (ЕС больше не едины(((). Водитель притормозил у будки, пограничник кивнул и автобус поехал дальше.
На этом мой первая часть моего рассказа (предисловие так сказать) о моей поездке в Эльзас завершена.