Люблю писать публикации, в которых рассмотрение, казалось бы, абсолютно абстрактных вопросов, внезапно позволяет найти новую, полезную при обработке изображений, возможность. И сделать её настолько простой в применении, чтобы пользоваться ей смогли самые начинающие. Этим сейчас и займусь.
На анимированном тизере показано изображение, выполненное в тёмной тональности. У некоторых может возникнуть желание осветлить его. Разумеется, способов это сделать масса. Пожалуй, наиболее грамотным является применение инструмента Curves (Кривые), которые могут не только осветлить картинку, но и перераспределить контраст желаемым образом. Но чтобы достичь хорошего результата при работе кривыми, следует иметь приличные навыки работы с ними, а это для начинающих проблема.
© Hannibal
Тизер демонстрирует результат осветления изображения при помощи коррекции так называемым ложным ICC-профилем. Я опишу метод, позволяющий получать такие результаты несколькими кликами мыши, и не требующий специальных навыков.
Публикация состоит из трёх частей (см. оглавление). Первый раздел - краткая, написанная простым языком, теоретическая справка для тех, кто, как и я, любит понимать то, что делает. Те, кому это лениво, могут спокойно пропустить этот раздел.
Второй - описание метода. Иначе говоря - инструкция, как с ним работать
Третий - примеры применения метода.
Оглавление:
1.
Немного теории.2.
Описание метода.3.
Примеры применения. 1. Немного теории.
Для понимания предлагаемого метода нам следует познакомиться с:
- цветовыми профилями (пространствами)
- командами Photoshop Convert to Profile и Assign Profile.
- гамма-коррекцией.
Знакомиться с ними будем без привлечения математики, на уровне, достаточном для фотографов.
1.1. Цветовые профили.
В создании цифрового изображения участвует целый ряд устройств различных производителей. Сначала камера фиксирует распределение цвета/яркости сюжета, записывая его в цифровой файл. При этом она руководствуется заложенными в неё алгоритмами. Естественно, у Nikon, Canon, Pentax, Olympus и т.д. они разные.
Затем изображение проходит компьютерную обработку в Lightroom, Photoshop или другой программе. Разумеется, программа должна точно понять, какие именно цвета сохранила при съёмке камера. Независимо от её производителя.
Затем изображение направляется на устройство вывода, которым могут быть принтер, монитор, проектор или фоторамка. У них также разные производители, и разные алгоритмы работы. Но устройство вывода также обязано точно прочитать, какой именно цвет записан в поступившем файле. И правильно его воспроизвести.
Таким образом, имеем последовательную работу ряда различных устройств, каждое из которых "понимает" лишь свой язык. Чтобы добиться взаимопонимания между всеми участниками процесса, следует снабдить их словарями, позволяющими каждому устройству верно "понять" информацию, полученную от другого.
Этими "словарями" и стали т. наз. аппаратно-независимые цветовые пространства. Теперь все участники процесса соотносят своё внутреннее представление цвета с этими стандартными моделями. Построить профиль монитора или принтера - означает "привязать" его внутренние параметры к значениям стандартного цветового пространства.
Самым распространённым цветовым пространством является sRGB, а для интернета его можно назвать обязательным. Пересчёт между различными пространствами, как правило, осуществляется через Lab.
Важно: Теперь понятно, почему советы "Назначьте своему монитору профиль sRGB - и всё будет ОК без всякой калибровки!" не имеют смысла: sRGB - аппаратнонезависимо, и, в силу этого, не имеет никакого отношения к вашему конкретному монитору.
1.2. Команды Photoshop Convert to Profile и Assign Profile.
Эти команды отвечают за работу с цветовыми профилями. Одна из них меняет вид изображения, а вторая практически нет. Одна из них вызывает пересчёт файла, а вторая не меняет ни одного бита в значениях цвета пикселов. Как ни странно, вид изображения меняет та, которая не изменяет информации в файле.
Причина в назначении этих команд.
Convert to Profile предназначена для конвертации изображения из одного цветового пространства в другое. Например, вы можете обрабатывать его а AdobeRGB, а в печать отдадите в sRGB. Разумеется, нам важно, чтобы при конвертации вид изображения не менялся. Именно такой алгоритм заложен в эту команду: картинка пересчитывается, но при этом её вид практически не меняется.
Assign Profile предназначена для того, чтобы увидеть, как бы выглядело наше изображение, если бы оно было, скажем, не в sRGB, а в ProPhotoRGB. При этом картинка не пересчитывается, но фотошоп визуализирует её так, как если бы она была в ProPhotoRGB. Разумеется, это заметно меняет то, как картинка отображается на экране.
1.3. Гамма-коррекция.
Отличный пример понятия, про которое слыхали практически все, но понимают лишь единицы. Гамма-коррекция возникла на заре телевидения. Когда начались первые попытки отобразить изображение на экране, оно оказалось очень тёмным:
02.
Причина этого следующая: подаваемый на экран сигнал был линеен, т.е. его амплитуда была пропорциональна яркости снятого объекта (диагональ на рис. 03). Но характеристика существовавших тогда CRT-экранов была существенно нелинейна (нижняя кривая на рис. 03). Она описывается степенной функцией с показателем степени (гамма) 2,2. В результате изображение заметно (и нелинейно) темнело.
03.
Для устранения затемнения следовало снабдить каждый телевизор дополнительным электронным блоком. Но уже тогда было понятно, что их выпуск составит многие миллионы. Представляете, сколько бы стоила такая доработка? Найденное решение можно назвать гениальным: решили, вместо доработки телевизоров, вносить в передаваемый сигнал предискажение, которое компенсирует нелинейность монитора (верхняя кривая на рис. 03). Теперь распределение яркости на экране телевизора стало линейным, что и требовалось. Процесс внесения в сигнал предискажений и назвали гамма-коррекцией.
Важно: Современные мониторы и телевизоры, в отличие от CRT, линейны, и этот процесс, казалось бы, стал не нужен. Тем не менее, гамма-коррекция сохранилась по двум причинам:
- историческая совместимость. В современном мире миллиарды электронных устройств отображения, и что-либо изменить чрезвычайно сложно.
- вторая причина техническая. Гамма-коррекция улучшает качество кодирования сигналов малой амплитуды (глубокие тени).
Технически, степень предискажения (гамма) размещается в цветовом профиле, т.е. гамма - одна из характеристик цветового пространства. Именно это даёт нам возможность осветлять, либо затемнять изображение, применяя к нему команду Assign Profile с указанием т.н. ложных профилей. А создадим мы их сами, внеся в стандартное sRGB нестандартные значения гаммы. Photoshop даёт нам такую возможность.
Вернуться к оглавлению. 2. Описание метода.
Наиболее распространенное цветовое пространство sRGB имеет гамму (G) 2,2 Если мы сгенерируем ряд "ложных" профилей sRGB, с величинами гаммы, скажем, от 1 до 3, с шагом 0,2, то сможем, указав эти профили через команду Assign Profile, осветлять, либо затемнять изображения.
Для осветления следует задавать гамму меньше, чем стандартное значение 2,2. Чем гамма меньше - тем сильнее осветляется картинка.
Для затемнения следует задавать гамму больше, чем стандартное значение 2,2. Чем гамма больше - тем сильнее затемняется картинка.
Для этого вам не понадобятся никакие знания. Достаточно будет выполнить команду Edit -> Assign Profile, задав в ней профиль sRGB с нужным значением гаммы. Вызвав команду через меню, вы увидите её окно:
04.
Кликнув по раскрывающемуся списку, выбирайте профиль с нужным значением гаммы:
05.
Если в окне команды (рис. 04) установлена галочка "Preview", то вы сразу увидите эффект применения выбранного профиля. Подобрав наиболее подходящий, жмите "OK". На этом коррекция окончена. Добившись желаемого, не забудьте вернуть картинке стандартный профиль sRGB, выполнив команду Convert to Profile. Как я указывал ранее, внешний вид изображения при этом не изменится.
Я сгенерировал для вас комплект профилей sRGB с различной гаммой. Его
можно скачать. Профиль с гаммой 2,2 в комплекте отсутствует, ибо такова гамма стандартного sRGB.
Скачанные профили поместите в папку C:\Windows\System32\spool\drivers\color
Мои эксперименты с описанным методом показали, что он работает очень мягко и деликатно, не "дёргая" чёрную и белую точки, и менее деструктивно (по сравнению с Curves) для изображения. Результаты применения в третьем разделе публикации.
Вернуться к оглавлению. 3. Примеры применения.
04.
© Gary Hershorn
05.
© Ekaterina Polischuk
На следующем слайде показан пример затемнения изображения описанным методом. Дополнительной коррекции цвета не было:
06.
© Erwin Buske
07.
© Jonny Taise
Уверен, что применять этот метод сможет любой, хоть немного знакомый с Photoshop.
Важно: Если вы, как и я, применяете при редактировании слои, то лучше релизовать описанный метод в виде смартфайла. Так, как я это сделал в своём экшене
LCCO, который свободно раздаётся всем желающим. Тогда, в дополнению к описанному, вы получите возможности:
1. Регулировки интенсивности всей коррекции путём изменения непрозрачности слоя.
2. Регулировки локальной интенсивности коррекции путём рисования чёрной кистью по маске слоя.
3. Тонкой регулировки параметров наложения слоя.
Программа авторского онлайн-курса
"Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля." Запись на него через кнопку "Сообщения" на
моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!
Отзывы моих студентов и не только P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора. Карта "Монобанка" (грн): 5375 4141 2153 6741