Любой фотолюбитель, рано или поздно, в той, или иной степени, начинает обрабатывать свои фотографии.
А начав обрабатывать, рано или поздно, понимает, что ему следует научиться "читать" цвет. Т.е. максимально быстро и точно, по цифрам, обозначающим цвет, представлять его визуально. Это важно в процессе выставления баланса белого. При попытках понять, почему нам не нравится, скажем, скинтон человека, и что нужно сделать, дабы его нормализовать. Да практически всегда.
К сожалению, на практике это оказывается не так просто. Рассуждать я буду на примере Adobe Lightroom.
Практически все программы обработки изображений позволяют получить его цифровые RGB-значения (рис. 02), и именно это становится проблемой.
02.
Причин проблемности несколько:
1. RGB-пространств много, и одни и те же цифры в разных пространствах обозначают существенно разный цвет.
2. В Lightroom информация о цвете выводится (под гистограммой) в весьма экзотическом пространстве Melissa RGB, незнакомом подавляющему большинству фотолюбителей.
3. В RGB-пространствах информация о цвете и яркости смешана воедино. Даже имея калькулятор, далеко не каждый сможет определить яркость пиксела по его RGB-координатам.
Перечисленные причины привели к тому, что несколько лет назад в Lightroom добавили возможность перенастроить вывод информации о цвете из RGB-представления в Lab, которое для "чтения" цвета гораздо удобнее и информативнее.
Когда на втором занятии учебного курса по Lightroom я дохожу до этого момента, всегда вижу испуганные глаза. Новое и незнакомое пугает начинающих, но бояться не следует. Уже через пару занятий все студенты свободно ориентируются в Lab и находят его использование весьма полезным.
Координатные оси пространства Lab изображены на рис. 3:
03.
В Lab информация о яркости и цвете разделена: L - ось яркости (в %), а "a" и "b" - оси, задающие цвет.
Каждая из них определяет соотношение в конечном цвете одной из пар цветов-антагонистов:
Координата a - Green или Magenta. Отрицательные a - Green, положительные - Magenta.
Ноль - эти цвета полностью компенсируют друг друга (нейтраль).
Координата b - Blue или Yellow. Отрицательные b - Blue, положительные - Yellow.
Ноль - эти цвета полностью компенсируют друг друга (нейтраль).
Абсолютная величина цветовых координат определяет Saturation (насыщенность) цвета.
Нейтраль в Lab имеет цветовые координаты (0,0)
Подобная организация цветового пространства, после привычных RGB, может показаться бредом сумасшедшего математика. Но в действительности не всё так страшно, как на самом деле.
В 1981 г. американцы Дэвид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel) получили Нобелевскую премию за исследование зрения человека. Они доказали, что глаза человека выдают в мозг информацию вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория цвета Юнга-Гельмгольца, 1802 г.). Согласно теории о 3-ёх оппонентных процессах (немецкий физиолог Эвальд Геринг, 1834-1918), мозг получает информацию о разнице яркости белого и чёрного, о разнице цветов Green и Magenta, и о разнице цветов Blue и Yellow.
Т.о. именно Lab более физиологично и максимально соответствует специфике зрительного восприятия человека.
Инструмент выставления White Balance (баланса белого) всех RAW-конвертеров содержит два параметра: Temp (цветовая температура), и Tint (оттенок).
Изменение Temp смещает баланс цветов между синим и жёлтым, а изменение Tint - между зелёным и мажентой.
Т.е. параметр Temp соответствует цветовой Lab-координате "b", а Tint - "a".
В интерфейсе Lightroom оси движков, для наглядности, раскрашены в соответствующие цвета (рис. 04):
04.
На рис. 05 показана цветовая плоскость пространства Lab.
Ось a: Green - Magenta.
Ось b: Blue - Yellow.
Напоминаю: положительные значения соответствуют "тёплым" цветам, отрицательные - "холодным". Ноль означает нейтральность.
05.
Давайте мысленно сравним анализ цвета в случае RGB и Lab-представления.
В первом случае считываем три цифры, которые одновременно определяют и яркость, и цвет. Причём их визуализация требует ощутимых мысленных усилий.
Во втором тоже имеем три цифры. Но! - первая из них означает яркость в %. А цвет определяют две остальные. Уже по сочетанию их знаков становится ясным, в какую четверть цветовой плоскости попадает анализируемая точка. А их абсолютная величина определяет Saturation (насыщенность) цвета.
Становится очевидным, почему (и насколько) считывание цвета в Lab-представлении проще и информативнее, чем в RGB.
На рис. 06 показано, как настроить вывод информации о цвете в Lab в Lightroom (слева), и Photoshop (справа).
Для открытия в Lightroom показанного меню, следует кликнуть по гистограмме правым кликом мыши:
06.
Три примера-сравнения.
На рис. 07 - оцениваем скинтон европейца. В RGB - малопонятные (63,1 56,4 49,3).
В Lab: (59,0 15,2 17,3). Т.е.яркость - 59%, а цвет - смесь маженты и жёлтого, нижесредней насыщенности. Значения a и b близки друг к другу, что для европейца означает (см. рис. 05) приемлемый скинтон.
07.
На рис. 08 Lab-представление сразу даёт яркий (84,8%) и насыщенный жёлтый (77,1) с лёгкой примесью зелёного (-2,2):
08.
На рис. 09 фрагмент кадра, на котором в курсе Lightroom впервые поясняется и демонстрируется работа инструмента выставления White Balance (баланса белого).
Замер пипеткой цвета белой шерсти на лбу собачки даёт (81,0 -9,6 0,6). Т.е. яркую (81%) смесь зелёного (-9,6) и жёлтого (0,6). Едва ощутимый жёлтый оттенок шерсти вполне допустим. А зелёный на шерсти может появиться только в случае, если псину предварительно покрасили. Т.е. имеем явный уход баланса белого в зелень.
Щелчок пипеткой по этому месту мгновенно нормализует цвет.
09.
Резюме: даже если вы никогда не будете применять приёмы обработки в пространстве Lab, умение считывать в нём информацию о цвете будет полезным.
Замечательных вам кадров!
**********************
Программа онлайн-курса
"Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля." Запись на него через кнопку "Сообщения" на
моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!
Отзывы моих студентов и не только Калибровка мониторов и ноутбуков в Киеве