Некоторые моменты работы в Lightroom.

Sep 13, 2012 00:02



11 сентября, всем хорошо известный sergeydolya запостил статью "Как я обрабатываю фотографии 2.0".
Судя по комментариям, пост оказался полезен многим, за что Сергею заслуженное спасибо!

Ввиду высокой занятости, Сергей не смог описать свой рабочий процесс более полно.
По этой причине я решил дополнить его пост тем, что на мой взгляд, будет интересно и полезно широкому кругу читателей.

Пост получился неожиданно большим.
Для быстрой ориентировки сделал оглавление.
Если интересует только конкретный вопрос - щёлкните по нему.

Оглавление:

1. О работе хоткеев.
2. Внедрение контактной информации в метаданные.
3. Наборы ключевых слов.
4. Выбор лучшего кадра из нескольких однотипных.
5. Коллекции в Lightroom.
6. Обработка RAW. С чего начать?
7. Кадрирование с учётом золотого сечения.
8. Описание основных инструментов панели Basic.
9. Внесение виньетирования с учётом кропа.

Материал рассматривается на примере актуальной на сегодня версии Lightroom 4.1, в котором активирована последняя версия процесса конвертации - 2012.

рис. 1. Проверить тип процесса, и, в случае необходимости, изменить его, можно в верхней части вкладки Camera Calibration:



В своей статье Сергей указывал "хоткеи" - клавиши, нажатие которых заменяет ту или иную команду, активированную в меню с помощью мыши.
Применение таких "хоткеев" заметно ускоряет работу с Lightroom.

1. О работе "хоткеев".

Дополню эту информацию важным замечанием: в Lightroom все "хоткеи" работают только при активной английской раскладке клавиатуры.
Почему Adobe на протяжении стольких версий не может исправить этот баг - мне неведомо.
Тем более, что в Photoshop раскладка может быть любая.
Вернуться к оглавлению.

2. Внедрение контактной информации в метаданные.

Сергей подробно описал процесс импорта фотосессии в каталог Lightroom.

Дополню это следующей информацией: при импорте можно применить ко всем снимкам заранее подготовленный пресет, содержащий информацию об авторе.
Которая затем будет внедряться в метаданные экспортируемых кадров (Metadata: My_Preset на рис. 2):

рис. 2.


рис. 3. Пример такого пресета:



Помимо этого, можно применить ещё и другой пресет, в котором содержатся все необходимые корректировки, которые Вы желаете умолчательно применить ко всем кадрам (Develop Settings, на рис. 2 не задан).
А также задать размер превью, которые Lightroom автоматически сгенерирует для каждого кадра (Render Previews в верхней части рис. 2).

Я обычно выбираю полный размер (1 : 1).
Это занимает некоторое время, зависящее от размера RAW-ов, их количества и мощности Вашего компьютера.
Зато потом Вы сможете листать кадры сессии практически без задержек.
Вернуться к оглавлению.

3. Наборы ключевых слов.

По неизвестной мне причине, Сергей не упомянул возможность "привязать" к кадрам набор ключевых слов.

Что это такое и для чего они нужны?

Архив снятого у тех, кто снимает постоянно и много (яркий тому пример - сам Сергей Доля), через некоторое время становится очень большим, что весьма затрудняет быстрый поиск в нем того или иного фото.
Для решения этой задачи в Lightroom предусмотрен механизм ключевых слов.

При импорте кадров, либо уже после него, любому кадру можно присвоить набор таких слов.
Если заранее продумать их иерархическую структуру, то поиск любого подмножества кадров среди многих тысяч займёт не более минуты.

Например, если Вы всегда задаёте:

- время года (зима, весна, лето, осень)
- местность (лес, море, горы, степь, город, пустыня...)
- пол человека, если таковой/таковые присутствуют
- время суток (утро, день, вечер, ночь)
- марку и цвет автомобиля (если таковой в кадре)
- цвет одежды

то затем в нужный момент найти в огромном архиве кадры, на которых изображена девушка, снятая осенним вечером на берегу моря в красном автомобиле и красной же одежде не составит ни малейшего труда.

В нижней части рис. 2 видно поле "Keywords", в которое можно сразу при импорте внести ключевые слова, общие для всех кадров фотосессии.
Например, если Вы отсняли свадьбу, то занесите туда "свадьба Маши и Саши ".
Затем вручную можно будет добавить уточняющие слова, которые относятся не ко всем кадрам.

Например:

- сборы невесты
- выкуп
- роспись
- прогулка
- ресторан

Важно заранее хорошо продумать структуру массива ключевых слов, дабы впоследствии не возникало путаницы.
Вернуться к оглавлению.

4. Выбор лучшего кадра из нескольких однотипных.

У Сергея хорошо описаны процесс импорта фотосессии в каталог Lightroom, и отбраковка неудачных кадров.
Дополню это описанием ещё одной полезной возможности.
Допустим, снимая сессию, вы делаете несколько дублей важного кадра.
Как затем выбрать среди них наилучший?

Это очень удобно делать, имея перед глазами все кадры-кандидаты одновременно, и постепенно отсеивая самый неудачный.
Назовём этот способ выбора "обзорным".
Выберем среди снятого все кадры , которые нужно сравнить (в нашем примере их 5).

Для этого нажав "G", перейдём в режим "сеточного просмотра", и удерживая нажатым "Control", выделим нужные снимки мышью:

рис. 4.


После чего нажмём хоткей "N".

рис. 5. В результате увидим следующее:



При наведении мыши на любой из кадров, в его правом нижнем углу появляется крестик.
Нажав на него, мы исключаем этот кадр из сравнения.

Делаем ряд итераций, каждый раз исключая самый неудачный снимок.
После каждого исключения, Lightroom перегруппирует все оставшиеся кадры, чтоб они постоянно имели максимально возможный размер.

рис. 6. Так процесс выглядит "вживую":



В итоге быстро получаем самый удачный кадр, который будет опубликован, либо передан клиенту.
Вернуться к оглавлению.

5. Коллекции в Lightroom.

Для удобной работы с большими архивами, в Lightroom реализована возможность создания т.н. коллекций.

Коллекция - это чисто логическая надстройка над каталогом, которая позволяет произвольным образом группировать любые подмножества кадров из Вашего архива.
При этом сами кадры - не копируются, и остаются там, куда Вы их импортировали.
В одну коллекцию могут входить самые разные кадры из разных фотосессий.
Даже находящиеся на разных носителях, доступных Lightroom.

С другой стороны, один кадр может входить в произвольное количество различных коллекций.
Коллекциям можно давать имена.
Группировать их в наборы.
Являясь логической надстройкой, они практически не занимают места на диске.

рис. 7. Так панель Collections выглядит у меня:



рис. 8. Чтобы создать новую коллекцию, или набор коллекций, нужно нажать на кнопку со знаком "+":



Поясню пользу работы с коллекциями на примере.
Не так давно я, по просьбе друзей, снимал на выставке "Estet Beauty Expo 2012".
Им нужны были снимки их стенда для отчета перед итальянскими партнёрами.

Помимо этого, на выставке я познакомился с двумя очень красивыми деловыми дамами, которые попросили меня снять кое-что и для них.
Таким образом, у меня нарисовалось 4 целевые категории:

1. стенд для моих друзей
2 и 3 - стенды, снять которые меня попросили уже на выставке.
4. чисто для себя.

В процессе отбраковки неудачных кадров, я сразу присваивал оставшимся рейтинг 1, 2, 3 или 4 звёздочки, в зависимости от того, куда попадал конкретный кадр.
Затем, за 3 минуты, включая фильтр по количеству звёздочек, я сформировал 4 коллекции, объединённые в общий сет.

Теперь для того, чтобы увидеть кадры, отобранные по каждому из 4-ёх признаков, достаточно один раз щелкнуть мышью.

В открывшемся меню на рис. 8, помимо собственно коллекций и их наборов, значится пока непонятная позиция "Smart Collection".
Что это такое?

Это коллекции, которые Lightroom формирует автоматически из снимков, которые удовлетворяют группе условий, заданных Вами.

рис. 9. Так выглядит интерфейс задания группы условий для Smart Collection. Он весьма гибок:



рис. 10. Здесь показаны несколько Smart Collections, которые создаются Lightroom по умолчанию:



Скажем, все снимки, помеченные пятью звёздочками (а это самые лучшие Ваши кадры!), автоматически всегда будут попадать в Smart Collection "Five Stars".
Попросят Вас показать шедевры - пожалуйста, один щелчок.
Хотите просмотреть все кадры, не имеющие ключевых слов (Without Keywords)?
Ещё один щелчок!

Прелесть Smart Collections в том, что они создаются один раз.
В дальнейшем все кадры, удовлетворяющие заданному набору условий, будут попадать в них автоматически.
Вернуться к оглавлению.

6. Обработка RAW. С чего начать?

С чего Вы начинаете обработку своих RAW-ов?

Для очень многих камер (и их число постоянно растёт), в Lightroom содержится ряд входных профилей.
Выбрать один из них можно на вкладке Camera Calibration (см. Profile на рис. 1).

Каждый из этих профилей содержит в себе ряд установок, которые влияют на конвертацию кадра.
Даже в том случае, если Вы не трогали ни одной другой настройки.

Вот как меняется картинка при выборе различных профилей конвертации для камеры Nikon D3:

рис. 11.


Очевидно, прежде, чем начинать дёргать ползунки, стоит посмотреть, как выглядит кадр при различных профилях.
И выбрать тот, который изначально даёт результат, максимально приближённый к желаемому.
И только затем, при необходимости, начинать менять прочие настройки.

В данном случае мой выбор: Camera D2X mode 1.
Вернуться к оглавлению.

7. Кадрирование с учётом золотого сечения.

Да, я слушал семинар Зейгарника!
Да, я - проникся!

Но, тем не менее, вполне допускаю, что многим интересно учитывать пропорции золотого сечения при кадрировании.
Чтобы активировать соответствующий инструмент, следует нажать "R".

Последующее нажатие "O" сделает видимой разметку.
В качестве таковой может выступать как обычная сетка, так и линии золотого сечения.

Эти линии, разбивающие кадр согласно "правилу третей", показаны у Сергея Доли.

Но это - далеко не единственный вариант соблюдения пропорций золотого сечения.
Более каноническим считается разбивка согласно следующего чертежа:

рис. 12.


Но и это не всё!
В Lightroom заложено ещё несколько видов классических пропорций.
Переключаться между ними можно, последовательно нажимая "O".

рис. 13. Вот как это выглядит (для каждого вида я подобрал соответствующий кадр):



Вернуться к оглавлению.

8. Описание основных инструментов панели Basic.

Это уже серьёзнее.

рис. 14. Общий вид панели:



Первую секцию (регулировка цветового баланса WB), Сергей описал достаточно.
С прочими инструментами дело не столь хорошо.

Я предпочту продемонстрировать работу каждой регулировки на наглядном и понятном всем языке кривых.
(Иллюстрации работы инструментов и большая часть комментариев к ним подготовлены и опубликованы в ЖЖ Василием Соколюком из Киева.
По неизвестной мне причине, Василий недавно удалил свой журнал.)
Для понимания работы достаточно смотреть только на кривые.

рис. 15. Exposure.



Алгоритм регулировки практически совпадает с Exposure более ранних версий ACR, за тем исключением, что смещение белой точки является теперь безоговорочным фактом.
Ранее отрицательная коррекция на белую точку не оказывала влияния.
На чёрную, как и прежде, не воздействует.
Стоит отметить, что в новой версии Exposure при положительной коррекции верхний участок кривой стал более пологим, препятствуя преждевременному вылету светов.

рис. 16. Contrast.



Про Contrast Доля написал "тут все понятно".
Но то, что понятно Доле, не обязательно понятно всем прочим.
Поэтому немного добавлю.
В старой версии Contrast работал через симметричное закручивание S-образных кривых вокруг центра гистограммы, теперь же S-кривая вращается вокруг точки, расположенной ближе к ¼ тонам.
При этом глубина воздействия на светлую часть изображения примерно в два раза ниже, чем на тёмную.
На белую и чёрную точки не влияет.

рис. 17. Highlights.



Предназначен для тоновой коррекции светов с сохранением в них локального контраста.
Ближайшими родственниками Highlights являются Exposure и Recovery прежней ревизии.
Не оказывает влияния на белую точку при отрицательной коррекции и смещает её при положительной. Жёсткая отсечка коррекции по ¾ тонам.

рис. 18. Shadows.



Работает на участке от 3/4 тона до чёрной точки.
При отрицательном значении детализация в глубоких тенях также падает, при положительном - сохраняется или несколько возрастает.

рис. 19. Whites.



От старого Exposure инструмент унаследовал способность смещать белую точку при положительной поправке, а при отрицательной нет.
От Brightness - форму кривой, больше сосредоточенную выше полутонов в светлой части гистограммы.
Применяется для более тонкой работы со светами и компенсации тоновых потерь после использования Highlights без существенного влияния на тени и полутона - кривая не так лихо закручивается даже при максимальном воздействии.

рис. 20. Blacks.



При отрицательном параметре аналогичен Blacks предыдущего поколения, чёрная точка смещается вдоль горизонтальной оси, отсекая всю информацию, находящуюся левее кривой.
Но глубина коррекции ниже ввиду меньшего сдвига по оси даже при максимальном уровне воздействия. Положительный параметр предназначен для гамма-коррекции в небольших пределах.
Вернуться к оглавлению.

9. Внесение виньетирования с учётом кропа.

Сергей описал, как Lightroom умеет автоматически компенсировать виньетирование в случае применения объективов, входящих в его базу.
Если автоматическая коррекция не удовлетворяет, либо Ваш объектив отсутствует в базе, есть возможность ручной регулировки.
Соответствующие корректировки находятся на вкладке Lens Corrections.

Однако многим виньетирование нравится.
Я заметно чаще его добавляю, чем подавляю.
Причём Lightroom позволяет делать это с учётом кропа.
Регулировки "рукотворного" виньетирования находятся на вкладке Effects.

С их пониманием никаких сложностей не возникает.
Однако при некоторых не совсем типичных значениях параметров, этот инструмент позволяет получать любопытные результаты:

рис. 21.


рис. 22.


рис. 23.


рис. 24.


рис. 25.


Вернуться к оглавлению.

Дальнейшие публикации о Lightroom:

1. Интерфейс Adobe Lightroom. Учимся работать эффективно. Публикация №1.

2. Интерфейс Adobe Lightroom. Учимся работать эффективно. Публикация №2.

lightroom, статьи, цифровая обработка

Previous post Next post
Up