В качестве примера ниженапоминаемой оценки прошлого с точки зрения лиц, заинтересованных в разрушении настоящего - статья «
Чем слабее память о сталинских репрессиях, тем больше «новых политзаключённых»»: «Страна невыученных уроков».
vsilvestrov 2017-10-30 02:27:32>
Да, все грешат. А на войне все убивают друг друга, ибо там стоит вопрос: или ты, или тебя!
Поэтому репрессии властей - это всегда ОТВЕТ, а не начало. Это всегда вынужденная мера властей, всегда вопрос их выживания. Пример. Если рассматривать 1991-93 гг., то репрессии Ельцина - это тоже с его стороны вынужденная мера для сохранения своей власти. А нынешние репрессии Путина - то же самое.
А оценку хорошо-плохо история решает много позже исходя из следующих критериев:
1) насколько эти репрессии были обоснованы положением в стране или они не были необходимостью именно тогда и именно в той исторической обстановке, можно ли было выжить стране в то конкретное время и в тех исторических условиях без этих реформ и этих репрессий, проведение репрессий приводило к большим или к меньшим жертвам по сравнению с их непроведением;
2) насколько такое поведение власти соответствовало понятиям нормы, существующим в то историческое время в сходных обществах;
3) в интересах какой части населения (большей или меньшей) проводились реформы, вызвавшие репрессии власти;
4) привели ли реформы к планируемому результату.
И совершенно понятно, что и эта оценка «хорошо или плохо» всегда будет исходить из мировоззрения оценивающих, из их политических и идеологических убеждений и из их историко-философской грамотности.
Ибо сегодня большинство оценивающих и с той и с другой стороны не знают реальной истории, не понимают её философскую сущность и оценивают исключительно из своих взглядов на мораль, которые, во-первых, часто не составляют стройную систему, а являются собранием неких религиозно-обывательских поведенческих воззрений, характерных для той части среды, которая является средой общения данного индивида, и, во-вторых, не учитывают того факта, что мораль всегда исторична (мой пример с моралью в племени каннибалов, утверждающей, что человечину есть не только вполне морально, но даже хорошо), и оценивать прошлое из сегодняшнего времени необходимо только с позиций прошлого, а не настоящего.