Дмитрий Косьянов
2014-02-10 09:53 Russian Federation, Velikiy Novgorod Дело в том, что интеллигенция - граждане, склонные к умственной деятельности, - обладает специфической эстетикой мыслительного процесса. Им нужна в голове некая красивая схема, идеал - в смысле «Государства» Платона. Когда такой идеал есть, они либо влюблены в его изящество, либо восхищены стройностью общественного устройства. Естественно, люди, которые подкрепляют этот идеал своим поведением, будут записаны в «благородных», а все прочие - в «быдло».
Устойчивое общество всегда так или иначе отчасти соответствует некоторой идеальной схеме. Поэтому одна часть интеллигенции, эту схему разделяющая, становится на государственные и патриотические позиции. Другая же часть, влюблённая в иной идеал, выступает деструктивной оппозицией: ей вообще ничего не нравится, хочется полностью заменить всю власть и переформатировать всё общество.
Неустойчивые времена интеллигенция переживает как личную трагедию. Потому что смута - это крах любых идеалов. В ответ одна часть интеллигенции, охваченная ужасом, норовит сбежать в какой-нибудь чужой порядок, где киснуть, предаваясь неизбывным сожалениям о былом или несложившемся. Другая же часть, предаваясь отчаянию и разжигая в себе гнев, берётся за оружие, чтобы всё поправить и улучшить. Однако, будучи оторванной от реальных общественных процессов и настроений так называемого «быдла», интеллигенция всегда оказывается вне исторического процесса, что непременно приводит к краху любой интеллигентской затеи.
Чего не хватает интеллигенции во всех случаях, так это рефлексии своего восхищения избранным общественным идеалом. Возможен ли он с экономической точки зрения в конкретной стране? Подходит ли он культурно для конкретного народа? Есть ли альтернативы, способные принести государству мир и согласие? Интеллигента эти общественные вопросы нимало не интересуют. Его интересует лишь он сам и красота идей, посетивших его «светлую» голову, поднимающих его над прочим «быдлом», не способным к таким высотам мысли, а значит и ничего не стоящим.