martin_voitel указывает на статью
Вячеслава Михайловича Рыбакова «
Некрасиво защищаться не запретишь» и особо цитирует фрагмент «Если посмотреть, что именно сейчас осуждается ортодоксальными демократами и международной общественностью с тем же апломбом и в тех же терминах, как ранее - ГУЛАГ, нарочитое умерщвление голодом миллионов людей и раздел Польши напополам с фюрером, то (имея в виду, что если нечто критикуется, стало быть, прямо противоположное предлагается) можно увидеть предлагаемый идеал весьма чётко. Россия должна как следует выпить напоследок, лечь в грязь на обочине столбовой дороги человечества, порвать на себе рубаху и заголосить: «Прости меня, мир цивилизованный, за то, что я есть! Погоди ещё маленько, уже недолго терпеть осталось, скоро уж меня вовсе не будет! Ах, вам сапожки нужны? Снять? Нате, нате, мне уж без надобности! Спасибо, что не погнушались! Сережку из ушка? Да берите с ушком вместе, чего там! Вы меня по левой? Ну, разумеется, вот вам правая, а как же! Эка жалость, что у меня их только две!» Любые отклонения от этого поведения - есть реставрация сталинизма и вообще угроза мировому сообществу. Всякой стране можно и должно иметь свои спецслужбы - но в России это тоталитаризм и непременный ГУЛАГ. Всякой стране дозволено блюсти свои интересы и проводить свою политику - но у нас это обязательно бряцание оружием да имперские амбиции, и никак иначе. Всякой стране дозволено бороться с террористами, сепаратистами, мафиозными группировками и анклавами, но у нас это непременно сплошной геноцид беззащитных и свободолюбивых, угнетённых, но гордых народов… Весь этот диссидентский набор, плавно переросший в гласность, мы совсем ещё недавно с упоением повторяли едва ли не все. Нам искренне думалось, что это здоровая самокритика. Стоит обозвать самих себя покрепче - и всё у нас сразу улучшится. Но добились лишь тотального неприятия любых элементов собственной государственности. Отсюда и начался развал и распад. В девяностых годах мы, по сути дела, в соответствии с вышеприведенной ориентировкой себя и вели. Стали к нам лучше относиться? Стали уважительнее, понятливее? Мы им: за вашу и нашу свободу! Они нам: русские свиньи, вы должны нам то-то, то-то, то-то и то-то. Вот и весь диалог культур, вот и всё право наций на взаимоопределение. Стало быть, хватит петь канцоны о вечных ценностях на санскрите. Его здесь никто уже не понимает». Напомню: всё написанное этим автором заслуживает не просто увлекательного, но внимательного прочтения.