Андрей Иванович Харук в книге «
«Яки» против «мессеров». Кто кого?» сравнивает два известнейших истребителя, противоборствовавших на советско-германском фронте: разнообразные модификации «
Bayerische Flugzeugwerke 109»
Вильхельма Эмиля Батист-Фердинандовича Мессершмитта и обширное семейство -
Як-1,
Як-7,
Як-9 и (существенно переработанный)
Як-3 -
Александра Сергеевича Яковлева. Как и в
ранее упомянутой мною книге «
Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше - «лаптёжник» или «чёрная смерть»?», автор оценивает немецкие разработку и владение техникой как на тактическом, так и на стратегическом уровне существенно выше советских. Тем не менее СССР смог компенсировать все немецкие преимущества простейшим способом: созданная ещё перед войной и заметно развитая по ходу неё промышленность создала существенно больше истребителей, специально спроектированных в расчёте на массовое производство, чем развитая в целом заметно лучше, да ещё и опирающаяся на ресурсы всей Европы, немецкая, нацеленная на высочайшую мощь - пусть и ценой непомерной сложности - каждого отдельного экземпляра оружия. В результате уже в 1943-м основная масса опытных немецких пилотов оказалась выбита, и в дальнейшем уже СССР превосходил Германию по уровню подготовки лётчиков. Технические же возможности модернизации немецких истребителей исчерпались ещё раньше, и наращивание формальных лётных характеристик - скорости, вооружения - покупалось ценой роста массы и падения манёвренности. Насколько я могу судить по многим источникам, тактика «бей и беги» уже над Курской дугой была для немецких истребителей не осознанно выбранной среди множества вариантов, а единственно возможной. Поэтому при грамотном построении советских сил она оказывалась ловушкой для самих немцев: при попытке атаки и/или на отходе они гарантированно попадали под огонь. Словом, независимо от намерений автора книга в очередной раз доказывает известное с незапамятных времён: правильная стратегия одолевает сколь угодно изящную тактику.