Оригинал взят у
mparfenov в
Пиратство, электронные книги и все такоеТут уважаемая френд
melicenta77 репостнула
"воззвание" издательства "Эксмо" к читателям. По поводу пиратства, конечно, и вреда пиратства.
Лично у меня нет никаких сомнений в том, что пиратство приносит реальный вред. Но адептов "копилефта" ведь хрен переубедишь.
Тем не менее, нужно вносить ясность в вопросы, связанные с пиратством. И кричать об этом на каждом углу, ибо дело отнюдь не шуточное.
Так вышло, что я, быть может, имею сказать по этой теме несколько больше, чем даже издатели, т.к., с одной стороны, пишу сам, с другой стороны - готовлю антологии, с еще одной стороны - был редактором и являюсь "издателем" вебзина DARKER, с четвертой стороны - на протяжении многих лет создаю и поддерживаю вебсайты (и зарабатыавю на этих вебсайтах). Выходит, я могу взглянуть на ситуацию и как читатель, и как писатель, и как редактор, и как издатель, и как вебмастер... ну прям вот и правда со всех сторон. Хотя не претендую на то, чтобы считать, что с каждой стороны изучил сей вопрос глубже всех остальных.
Вот моменты, которые нужно понимать.
1. Традиционное книгоиздание художественной литературы в кризисе.
Основным показателем востребованности товара (а книгоиздание - это бизнес, индустрия, не путайте с творчеством, писательством, на котором этот бизнес построен) является его тиражируемость. Спрос рождает предложение. Это не очень касается качества оного предложения, это касается в первую очередь количества. Т.е. если все любят каждый день пить соки - соки продаются в каждом магазине. Если все каждый день читают книги - книги издаются большими тиражами.
Не секрет, что тиражи на протяжении уже лет этак 15-20 падают. Мне скоро 32, я еще не то чтобы стар, но уже на моей памяти средний тираж книги автора-новичка упал с 15-20 тысяч экземпляров (где-то конец 1990-х, начало 2000-х) до 1500-2000 экзмемпляров (сейчас). Т.е. падение в 10 раз за 10-15 лет. Вот у нас вышла антология "Самая страшная книга 2014" и имела настолько бурный успех, что тираж был допечатан и вырос вдвое - аж до 4 тыс. экз. - а 10-15 лет тому назад эти 4 тыс. экз. считались бы малотиражкой.
2. Продажи цифровых копий, электронных книг, напротив, растут.
И растут весьма бурно. Даже не смотря на пираство. Точнее, пиратство сказывается на этом росте негативно, но в целом спрос на электронку растет, поэтому продажи "цифры" также растут. Цифра дешевле, цифра удобнее, цифра практичнее с точки зрения читателя. Да, многие предпочитают покупать книги по старинке, так как для них книга - это что-то, что можно подержать в руках. Но многие уже покупают и то, и другое. Скажем, книгу любимого автора купят в бумаге, а вот книги авторов, с которыми мало знакомы, предпочтут скачать в виде файла. Или другая развилка покупательского приоритета - одни книги могут украсить домашнюю библиотеку и потому покупаются в бумаге, а другие нужны как легкое развлечение, убийство времени (допустим, в дороге) - при наличии устройства для чтения куда удобнее скачать несколько файлов, чем таскать с собой несколько бумажных книг. Таким образом, цифра по сути своей более массова, да к тому же еще и дешевле чем бумага, потому продажи цифры растут и будут расти.
3. Пираты - это черные бизнесмены.
99,99% пиратских "библиотек" зарабатывают чужим трудом. То же касается торрентов и онлайн-кинотеатров. Вообще миф, созданный и активно поддерживаемый многими пиратами и их адептами, миф о том, что пират - это такой современный Робин Гуд - не выдерживает никакой критики. Робин Гуд берет у богатых и отдает бедным, но не зарабатывает при этом. Пираты - берут у всех, раздают всем и зарабатывают на этом. Некоторые внаглую открыто монетизируют - либрусек, допустим. Большинство использует схему "краду кучу всего, выкладываю это все бесплатно, ко мне на сайты валит за халявой народ, а я показываю народу рекламу на сайте, зарабатывая на этой рекламе". Факт в том, что реально зарабатывают. А это уже бизнес. А поскольку бизнес этот нелегален, то это черный бизнес, теневая экономика и т.д. А такие вещи вредны вообще.
4. Как бизнесмены пираты выступают конкурентами издательствам и магазинам. И у них есть конкурентные преимущества.
Многие защитники копилефта любят пенять правообладателям за то, что те издаютфигню/издаютдорого/издаютнекачественно и т.д. и т.п. Обычно в итоге после таких нареканий следует "убойный" аргумент "вот издавайте нормально и продавайте по нормальным ценам, тогда и с пиратами боритесь". Тоже самое говорили о дистрибьюторах DVD и т.п. вещей. И это тоже чушь. Потому что у пиратов есть ряд преимуществ, которыми не обладают правообладатели. Например, правообладатель ограничен набором своих прав - эти права надо оформить юридически, за них надо заплатить, а реализовываются эти права тоже не бесплатно, то есть на них еще надо и заработать, и тоже легально, то есть с организацией продаж, выплатой налогов и сборов, с ведением бухгалтерии и т.д., и т.п. С другой стороны пират не заморачивается ни оформлением прав, ни налогами, ни общением с правообладателями и авторами - он просто берет чужое и раздает его, а еще чаще - организовывает раздачу, когда за него, пирата, даже эту малую работу безвозмездно делают другие люди, конечные пользователи. Пират же предоставляет им для этого площадку, с которой и зарабатывает. Пирату нет нужды продавать товар, он зарабатывает на том, что раздает товар бесплатно. Представьте себе рынок, на котором в одной палатке продавец продает товар, который до этого официально купил, платит за аренду, платит налоговикам и пожарным, поставщикам и надзорными органам. А вокруг этой палатки сотня других, владельцы которых никому ничего не платят, да и точно такой же товар раздают всем бесплатно. Как долго сможет зарабатывать деньги владелец первой, "легальной" палатки?.. Явно не слишком долго. Потому что он ограничен, а его конкуренты по рынку лишены этих ограничений, обладают рядом конкурентных преимуществ. Что и ставит крест на бизнесе честного торговца.
Конечно, на рынке такая ситуация нереальна, так как хозяин рынка следит за порядком, поставщики, налоговики, пожарники и прочие тоже просто так не сидят без дела. Да и в палатке не повесишь рекламу порно или баннер с вирусом, чтобы заработать на этом, а не на продаже товара.
Отсюда вывод: "рынку" (то есть Сети) нужен порядок и надзор. Но как в описанном примере на рынке за порядком явно следить должен не продавец (у которого просто нет ресурсов для этого), так и у нас следить должен не автор, да, по идее, и не издатель. А некий "хозяин рынка". Иначе мы имеем то, что имеем - черный бизнес будет количественно выдавливать белый, легальный.
5. Файл с книгой это товар. И точка.
Один из наиболее часто встречающихся аргументов у сторонников копилефта заключается в том, что электронный файл - это не товар. Мол, вот книгу печатную мы можем подержать в руках, дать почитать знакомым, подарить и т.п. и т.п. Книга - это ВЕЩЬ. Я эту вещь покупаю и она становится моей собственностью. А файл - это не вещь, это не книга. Это просто файл. Нечто мизерное. За это глупо платить. А если даже заплатил один раз, то уж дальше можно копировать и раздавать сколько угодно.
Еще из этой же сериии. Вы, автор, являетесь правообладателем на ПРОИЗВЕДЕНИЕ, а не на файл. Если я купил книгу вашу - она стала моей, так? Значит, если я купил файл - он тоже мой.
Еще из той же серии - текст и файл текстовый это информация, а у нас свобода распространения информации.
И снова софистика и глупость. Вы можете (на ваш выбор) купить билет в кино, купить DVD с фильмом в коллекцию или заплатить легальному цифровому дистрибьютору за просмотр в Интернете. Во всех этих случаях, если речь идет об одном и том же фильме, вы тратите деньги не просто за Произведение, а за способ его Потребленияи за те возможности, которые этот конктерный способ вам предоставляет. Фильм не становится вашей собственностью, вашей собственностью становится билет, DVD или право на легальный онлайн-просмотр. Также с книгами. Книгу можно купить в бумаге, в цифре или, допустим, в аудио-формате. Произведение может быть одно и то же, вы как покупатель выбираете способ его получения, его Потребления. Произведение не становится вашей собственностью, вашей собственностью становится возможность читать или слушать произведение так, как вам удобно, как вам того хочется. Когда вам продают цифровую копию - вам продают не Произведение, а возможность скачать и прочитать это Произведение с компа, э-бука или смартфона. Вы можете отдать свой билет в кино подруге, вы можете дать на время книгу почитать или подарить - но вы сами при этом лишитесь этого билета или книги. Если же вы сделаете сотню копий билетов на дневной сеанс или книги и начнете их раздавать - это будет уголовным преступлением. Точно также если вы копируете и раздаете файлы - вы совершаете преступление.
Продается возможность, способ Потребления Произведения. А не инфомация о такой возможности. Произведение - это не набор символов, это набор таковых, созданный определенным способом определенным человеком в определенном порядке. Если вы перескажете сюжет книги - вы передадите о ней информацию. Если вы скопируете всю книгу и передадите ее - вы не информацию передадите, а копию книги.
Файлы с книгами - это товар. И точка. Другое дело, что правообладатель может раздавать на свое усмотрение файл бесплатно. Это его право. Его - а не ваше.
6. Взывать к читателям бесполезно.
При всем при этом, когда "Эксмо" взывает к читателям - мол, покупайте цифровые книги, это решит все проблемы - это опять-таки чушь и обман.
Выше мы указали, что книгоиздание (и книготорговля, а значит и торговля файлами) - это бизнес. И пираты в этом бизнесе работают вне закона, нарушая правила и нанося тем самым вред.
Это правда. Но это не значит, что "белый" бизнесмен (такой как Эксмо) - сам по себе чистенький и пушистенький. Бизнес противен, хотя не настолько противен, как бизнес пиратский.
В чем суть бизнеса? В том же, в чем суть всякой человеческой натуры en mass. Снизить свои расходы, повысить свои доходы, сделать свою жизнь комфортнее.
Посему "Эксмо", ратуя за то, чтобы люди скачивали за деньги, сами стараются ничего не платить авторам скачиваемых произведений. Стараются не вкладываться в рекламу и вообще всячески снизить свои расходы, одновременно повышая свои доходы. Это нормально для бизнеса.
А для людей нормально при наличии выбора "скачать за деньги/скачать бесплатно" выбирать второе. Опять же, дабы снизить свои расходы. Это нормально для людей.
Потому толку от подобных издательских призывов будет минимум. Тут надо не призывами исходить, а добиваться работающих законов, позволяющих бороться с самим наличием варианта "скачать бесплатно у пирата", сиречь - бороться с пиратами.