На Рождество цесаревич Алексей получил от матери необычный подарок - дневник, на обложке которого Александра Федоровна написала: «Первый дневник моего маленького Алексея. Мама». Наследник со всей серьезностью взялся за его заполнение. Первая запись была сделана 1 января 1916 года, последняя - 30 (12) марта 1918 года.
Анна Зарубина предлагает вашему вниманию выдержки из этого дневника, а также из писем, которые Алексей писал своим родителям и друзьям.
«Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы»
«Девицы, уйдите, у Наследника будет прием»
«Вчера у нас обедали сербский генерал Юришич, посланник и свита. Они поднесли Папе сербский военный крест, а мне золотую медаль с надписью: «За храбрость». Ее я заслужил в боях с учителями!»
Николай II с сыном, 1905 год
«Пришла масса телеграмм. Кадеты подарили мне крендели. Послал им за это сапоги и балалайки»
«Я ненавижу быть в Царском Селе, где я единственный мужчина среди суетливых женщин!»
«Моя дорогая душа, любимая, драгоценная Мама. У нас тепло. Содержание! Умоляю тебя!!! Нечего есть! Нет удачи и в «Naine Jaune»! Скоро продам свою одежду, книги и в конце умру с голоду. Целую Твою руку!!! Целую тебя многократно, храни тебя Бог!»
Катание наследника на пони
«Очень, очень благодарен за письмо и десять рублей. Теперь богат!!!»
«Моя дорогая Мама. Я был очень счастлив разговаривать с Тобой и своими сестрами по телефону. Было плохо слышно, так как провода стальные, а не медные!»
«Я люблю капусту, кашу и черный хлеб, как мои солдаты»
Ефрейтор Русской армии Алексей Романов, 1916 год
«Моя дорогая Мама! Без вас одиноко и грустно. Небо сегодня синее и 15 градусов на солнце. Кувака лежит на диване, а Джой ищет в ней блох, но при этом он ее сильно щекочет. Если Тебе понадобится Джой, чтобы он также и у тебя поискал блох, я его Тебе вышлю, но это стоит 1 рубль…»
«Вчера я первый раз встал. Я ношу шаль из пестрой шерсти. Приходил доктор Петров и копался в носу - но не в своем, а в моем!»
«Только теперь я начинаю понимать значение слова «правда». В Царском Селе все лгали. Если бы однажды я стал царем, никто бы не осмелился мне врать. Я бы навел порядок в этой стране»