"Евгений Онегин", Большой театр, Вишнева-Гомес

Jan 12, 2015 14:54

Начну-ка рассказ о каникулах с конца:)!
Когда подруга позвонила в пятницу вечером и спросила, хочу ли я поехать на воскресный спектакль в Москву (спасибо подруге и доброму ангелу, подарившему нам с нею этот праздник:)), я только что отдала в починку всю свою удобную обувь (после поездки в Париж, в связи с курсом евро обошедшейся гораздо дороже, чем могу себе позволить). Плюс еще не составила билеты к экзамену, а дома после моего отсутствия царил полный бардак (мама и ее подруга устроили пожар -- с коротким замыканием и размораживанием горы продуктов в холодильнике).
В общем, все говорило "Нет!" Но пара Вишнева-Гомес в "Жизели" произвела на меня когда-то столь сильное впечатление (именно пара), что, узнав состав, я ответила "Да!" Купила билеты на поезд и рванула.
Честно говоря, после прочитанных отзывов я ожидала от самого балета куда больше "вампуки". Однако в целом, как мне показалось, хореограф отнесся к тексту и музыке бережно и с любовью. Всерьез мне помешал лишь мордобой между Онегиным и Ленским при вызове на дуэль. Даже странный кордебалет пейзан и барышень вызвал скорее улыбку. Конечно, Пушкин получился не без прививки Джейн Остен, но драмбалет в принципе требует четких характеров, причем описанных чисто визуально, и это не может не вести к упрощению.
Пара Ольга-Ленский (Кретова и Овчаренко) показалась простоватой и особой симпатии у меня не вызвала. Однако не вижу тут противоречий с романом.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Я и увидела юношу, лишенного чувства юмора и принимающего пафос за романтизм. Истинный романтизм Татьяны он заметить не в силах. Ему нужна девушка, похожая на остальных, но круче:). То есть, Ольга. Самая бойкая, нерассуждающая и эгоистичная среди подруг. Почему бы нет?
В общем, мне понравилось практически все, однако шедевром спектакль сделали для меня дуэты Вишневой и Гомеса. Считается, что от Татьяны и Онегина в их образах мало. А вот мне в некоторых их сценах внутренний голос цитировал Пушкина. Едва Гомес появился на сцене, меня словно током пронзило с головы до ног: я на себе почувствовала, как Татьяна в миг узнала, все обомлела, запылала. А как она двигалась на цыпочках, словно от восторга летела над землей! Кстати еще в "Иллюзиях" меня поразила в Вишневой удивительная живописность. Иногда чудится, что видишь картины старинных мастеров, и хочется остановить прекрасное мгновение, дабы наслаждаться им.
Во время дуэтов слезы наворачивались на глаза даже не сколько от чувств героев, сколько от невероятного совершенства зрелища. Техника исчезла -- танец сам собой рождался на наших глазах. В сцене сна Татьяна взлетала на руки Онегину так, как в реальности быть не может -- лишь в настоящем сне. А первая вариация Онегина, где при виде Татьяны, как подсказал мне на ухо внутренний голос, "чувствий пыл старинный Им на минуту овладел". Онегин узнал в Татьяне себя давнего -- юного и тонко чувствующего. Это его и испугало. Он успел нарастить броню цинизма, однако еще помнил, как без нее было трудно. Татьяна нашла брешь в этой броне, а Онегин не готов был к новой боли (и потому -- к любви).
Вот причина резкости Онегина, когда он возвращал письмо. Я прямо слышала: "Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет". Понимая, что причиняет Татьяне боль, Онегин обманывал себя, убеждая, что действует для ее же блага. Однако в душе понимал: просто бережет собственное спокойствие. Истинная причина его раздражения на именинах -- внутреннее ощущение, что ведет себя неправильно. В подобных случаях часто переносят гнев на тех, кого обидели.
И, наконец, третий акт, где Онегин четко понимает плату за броню, которой себя защитил:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
И вдруг видит Татьяну, начинавшую так же, как он, и тоже теперь защищенную (любовью мужа, уважением света) -- но не утратившую при этом себя. Тут-то и рушится броня, любовь пробивает плотину, сметая все на своем пути. Когда-то Онегин видел в Татьяне свое утраченное прошлое -- теперь упущенное будущее. Раньше рвал ее письмо -- теперь его признание рвет она. Рвет вместе со своим сердцем -- однако сохраняет душу. Как Онегин-Гомес падал к ее ногам (да, к ее ногам упал Евгений)! Словно ничего естественнее быть не может и он будет падать до тех пор, пока Татьяна не смягчится. Меня в тот миг страшило лишь одно -- что дуэт скоро закончится, что он не будет длится вечно. Или все-таки будет?

балет, Вишнева

Previous post Next post
Up