Dec 20, 2014 00:37
Сегодняшний "Дон Кихот" был феерическим. Едва Китри Новиковой выбежала на сцену, что-то у меня в душе екнуло: спектакль пойдет! Не только дуэт главных героев, а целостное, единое зрелище. В многофигурных балетах редко бывает, чтобы все выкладывались по полной (а тем более -- чтобы все мне нравились). Сегодня, за редкими исключениями, о которых не хочется упоминать, я могла с удовольствием наблюдать за любым персонажем, вплоть до ехидного трактирщика из кабачка или явно недоверчивого к женщинам цыгана. А уж главные герои! Новикова искрилась озорством и так замирала на пуанте, что я ахала. Ким парил над сценой, его батманы завораживали, а его жизнерадостный Базиль легко очаровывал не только юных цветочниц, но и матерых зрительниц. Точнейший в движениях Эспада Сергеева с разборчивостью гурмана выбирал, какую из дам удостоить сейчас своим вниманием. Самодовольный Гамаш Пыхачева ни секунды не проводил в покое, умудряясь без слов изображать смешного болтуна.
А потом появился Дон Кихот Пономарева -- и что-то переменилось. Сперва я не могла понять своих чувств. Спектакль продолжал искриться, как шампанское, но добавилась терпкая, горькая нота. На фоне красочного великолепия -- седой человек в черном, который так болен и стар, что упал бы, не держись он за копье. Живой до боли. И вдруг, посмотрев на остальных, я увидела маскарад, театр -- не в осуждение, а в самом лучшем, высшем смысле этого слова. Изысканная Новикова с упоением изображает дочь трактирщика. Поражающий благородством манер Ким купается в роли разбитного цирюльника, интеллектуальный Сергеев -- в образе неотразимого мачо. Нет таких трактирщиц и нет таких цирюльников, а на тех, какие есть, я не пришла бы смотреть. Балет "Дон Кихот" -- очаровательная, веселая игра. А герой Пономарева -- настоящий. Именно он в своих нелепых доспехах -- единственный не ряженный на этом чудесном карнавале. При виде Китри он вздрагивает, словно любовь физически пронзила ему сердце. И под бравурные танцы из него тихонько уходит жизнь.
Я наслаждалась вместе с артистами -- и одновременно хотелось плакать. Казалось, именно ради этого одинокого человека, желая скрасить его последние минуты, все кругом надели прекрасные маски. Затем я подумала: "А может, это не так уж плохо -- умереть на феерическом карнавале, принимая его за обычную жизнь, да еще искренне веря, что успел спасти чью-то любовь?"
Однако самое удивительное произошло в конце. Я ожидала, что Дон Кихот с трудом встанет с табурета -- как с трудом он на него садился. Но он встал, словно молодой, поднял копье, которое только что едва волочил, и легкими шагами пошел вдаль, к новым подвигам. Потому что чудо-карнавал оказался затеян не зря - герой был им спасен.
Разве это не замечательный финал для спектакля, которым я завершила год 2014 в Мариинке?:)
балет,
Дон Кихот,
Сергеев,
Пономарев,
Ким,
Новикова