Противостояние Израиля и Ишмаэля.
Мордехай Шрики
Опубликовано на сайте Аналитической группы МАОФ
Прочитано накануне 9 ава 5767 года в синагоге «Бейт-Рамхаль» Хар-Ноф Иерусалим
Рав Шрики - директор Института Рамхаля.
Прежде всего, мы должны поговорить о духовных корнях, того явления, которое называется противостояние Ишмаэля и Израиля
О той части управления миром Творцом, которая осуществляется за счет силы, называемой Ишмаэль.
Прежде чем перейти к теме, нам необходимо ввести некоторые общие понятия. Итак, есть два способа, два пути, две меры управления Творцом, Благословен Он, миром, как два слоя, два этапа, которые проходит человек в познании Творца Мира.
Первый, это - управление по Мере Справедливости - управление по этой мере означает управление миром путем воздаяния награды и наказания... Начало и Основа Торы Израиля - начало Веры Израиля - это понимание того, что мир управляется мерой Б-жественной Справедливости.
Есть Мера Суда, и есть Мера Милосердия. Суд, это та добавка, которая необходима для исправления - выпрямления путей человека и мира. Путь милосердия и разума, это - путь Торы. После того, как согрешил Первый Человек - Адам - а - Ришон - большинство человечества движется путями Божественной Справедливости. За прегрешением следует наказание, удостоившимся полагается награда. Так управляется весь мир. Таковы основы Общего Управления Миром - подробно описанные в книге Рамхаля «Путь Творца».
Но есть и другой путь, о котором говорит Рамхаль. Это путь познания внутреннего управления миром, путь единства создания и управления Мира путь единства Творца и Творения, путь Израиля.
Это изучение и постижение того, что внешняя часть управления Творцом Миром - то, что представляется нам Добром и Злом, Наградой и Наказанием, Милосердием, Судом и Милостью, функционирует единственно для того, чтобы привести нас к раскрытию ЕДИНОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ и УПРАВЛЕНИЯ Мирозданием, понимание того, что весь мир создан Творцом не просто во Благо Творению, а ради достижения Творением Полноты, Законченности и Завершенности и -таково его единственное, обращенное к нам Желание - постигаемая нами, в конце концов, Вершина, Корона Его Предвечного Замысла сотворения Мироздания. И таково истинное управление Миром, а то, что мы назвали управлением по мере Справедливости, это - внешняя часть управления миром.
Когда мы говорим, что какая то часть мироздания или управления мирозданием является внешней, мы не имеем в виду ее меньшую важность. Мы говорим лишь о понимании того, что и эта часть мироздания предназначена для того, чтобы выявить более глубинную, внутреннюю часть мироздания, - но более высокую, более близкую к Замыслу Творца, раскрыть его (Замысла) Сущность.
Соответственно то, что мы обычно называем и считаем Злом, это не просто то, что позволяет исправлять мир и исправлять человека - исправлять Творение, а то, что непосредственно ведет к раскрытию ЗАМЫСЛА Творца, единства способов управления миром, т.е. к пониманию человеком СУЩНОСТИ управления мироздания творцом и его действиям в соответствии с этим новым пониманием. Как Черная Точка, которая видится стрелку из лука, когда он прицеливается точно в центр мишени.
Эта часть управления мирозданием - раскрытие единства замысла Творца и его Творения и есть та внутренняя часть управления Творцом миром, которая предназначена для Израиля.
Мы читаем Талмуд и Мидраши, пытаясь постичь внешнюю, видимую нами часть управления миром. Ишмаэль, это наказание, расплата за прегрешения. Именно с этой точки зрения мудрецы говорят о причинах появления Ишмаэля в нашем мире, и описывают причины возникновения того галута, который назван Галут Ишмаэля.
Итак, Ишмаэль и его сила, это - плата за грехи Израиля. И так выглядит понимание сути изгнания. Есть грех - и есть галут. Концепция изгнаний содержится в комментариях мудрецов на видение пророком Даниэлем четырех животных. Четвертый зверь в видении пророка - четвертый галут, это не только галут Эсава, но и галут Ишмаэля. Великий комментатор Торы Ибн-Эзра говорит, что Ишмаэль - по сути, - часть Эсава.
Это животное, возникшее из нечистых оболочек, клипот - Эсав - это клипа левой стороны - стороны Ицхака, отождествляемого с гвурой, силой, судом, Ишмаэль же, это - клипа с правой стороны, со стороны Авраама, отождествляемого с милосердием, хеседом.
Сказав о клипот, внешних оболочках святости, мы пропустим огромную тему, одно из таинств Торы - понимание того, как у святости могут возникать внешние нечистые оболочки. В этой связи особое таинство - порождение Ишмаэля - от основы основ народа Израиля - от высшего корня святости - праотца Авраама и его жены Сары.
Намек на происхождение этой духовной связи - в окончании главы «Толдот» «И увидел Эсав, насколько зло дочери Кнаана Ицхаку. И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял в жены Махлат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота, сверх своих жен себе в жены» И из этого учат мудрецы, что Тора Ишмаэля, а происходит «не из любви Мордехая, а из ненависти Амана», из того же духовного корня, что и Амалек.
Это попытка Эсава взрастить, окружить стеной ненависти Якова - учит «Мидраш Плиа». Ибо близок Эсав к Ицхаку, но - по внешним признакам и нет у него духовной связи с ним, и берет он в подчинение другую внешнюю часть, называемую «Махалат, египтянка» - намек на грядущее порабощение Ишмаэлем, на грядущую слабость перед Ишмаэлем - как на слабость перед Амалеком .
Сборники мидрашей наших мудрецов «Тана двей Элиягу» и «Пиркей раби Ишмаэль» подчеркивают, что «после рассеяния и смешения одевается Амалек в одеяния религий народов близких по вере - Эсава и Ишмаэля», и сближаются Эсав и Ишмаэль, ненавидящие друг друга, - в ненависти к Израилю.
Это означает, что они способны использовать наше оружие. Главное оружие наше, это Тора, Заповеди и Молитвы. В самом деле, посмотрите на Ишмаэля и его религию. Есть у него все, похожее на служение Израиля - есть нечто подобное нашим заповедям - заповеданное Магометом, есть установленный порядок молитв, есть что-то подобное нашей Торе - даже что-то похожее на изучение Гемары есть - пусть и примитивной.
Раскрывая сущность проклятия злодеем Билаамом народа Израиля, рабейну Бехайе говорит, что обратился злодей Билам, проклиная Израиль, к другому богу, и это был ангел зла Сам - уэ - ль, управляющий всеми нечистыми желаниями - ангел - покровитель Ишмаэля (Глава «Балак»).
Мудрец пишет, что «есть у Ишмаэля покровитель высокий», и это Сам - уэ - ль - корень всякого зла в нашем мире - ангел-обвинитель Израиля (иногда буква шин и самех в Святом языке считаются тождественными), тот, кому даны сила и право обвинять Израиль в грехах на Небесном суде.
Таким образом, общий подход мудрецов к пониманию силы Ишмаэля в нашем мире, это - бич, орудие наказания евреев за грехи. Так говорит и РаДаК, объясняя почему Иегошуа бин Нун при завоевании Земли Израиля не изгнал плиштим, что «хотел тот оставить бич для наказания евреев, если согрешат».
И, конечно, известно всем, что нет у Ишмаэля силы в этом мире, когда Авраам и Ицхак идут совместно - (а соединенность их действий определяет сущность Якова, сущность Израиля) - служить Всевышнему, говоря Ишмаэлю: «Оставайся здесь с ослом (осел и материя - однокоренные слова в иврите) - в мире материальном» - в мире материальных расчетов, геополитических игр и экономических интересов (Глава «Ваира»).
И это конечно замечательно - но ведь сейчас мы внизу - у нашей Стены плача, а торжествующий Ишмаэль наверху - подобно лисицам, снующим перед нашими мудрецами в Святая Святых разрушенного Иерусалимского Храма. И мы - на Святой Земле, но внутри самого тяжелого - и самого последнего галута.
Та часть Агады из трактата «Макот»(24 а-б), на которую намекает рав Шрики рассказывает: У Храмовой горы они (мудрецы - Ред.) увидели лисицу, выбегающую из того места, где находилась Святая Святых. Раббан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азария и рабби Йегошуа заплакали, а рабби Акива начал смеяться. Они спросили: "Чему ты радуешься?" Он ответил вопросом: "А почему вы плачете?" Они сказали: "Об этом месте сказано: "Посторонний, который приблизится (к нему), да предан будет смерти" (Бемидбар, 1,51). А сейчас по нему бегают лисы - как же нам не плакать?" Он ответил: "Этому-то я и радуюсь. Ведь сказано в Писании: "И взял Я Себе верных свидетелей: Урию, когена, и Зехарью бен Йеверхиягу" (Йешаягу, 8,2). Но какую можно усмотреть связь между Урией и Зехарьей - ведь Урия жил во времена Первого Храма, а Зехарья - во времена Второго Храма? Дело в том, что Писание связало исполнение пророчества Зехарьи с исполнением пророчества Урии. В связи с Урией сказано: "Из-за вас как поле будет вспахан Цион, и станет руинами Иерусалим, и Храмовая гора - высотами лесистыми" (Мша, 3,12). В связи с Зехарьей сказано: "Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима" (Зехарья, 8,4). Пока не исполнилось пророчество Урии, я боялся, что не будет исполнено пророчество Зехарьи. Теперь, когда исполнилось пророчество Урии, я знаю, что исполнится и пророчество Зехарьи". На это остальные мудрецы сказали: "Ты утешил нас, кива! Ты утешил нас, Акива".
Прим. перев. Лисицы на развалинах разрушенного Храма, это весьма сложный, многогранный образ. Лисица, - существо, у которого хвост - т.е. вообще-то внешняя, подчиненная, второстепенная часть, - кажется важнее всех остальных частей тела - символизирует то, как выглядит управление миром в эпоху, когда разрушен Храм. В противоположность этому, например, лев, у которого голова - самая заметная часть тела, - символ того, что управление миром его Творцом происходит выпукло и зримо, что это управление гармонично и ясно.
Управление лисицы, это - люди, принимающие внешние, зачастую несущественные детали, за самые важные, определяющие существование мира. Люди, гоняющиеся за ложными смыслами и идеями, сменяющими одна другую - как будто пытающиеся поймать лисицу за хвост - такой манящий, вновь и вновь ускользающий от них. Это гонка за иллюзией, за мнимостью. Но каждая мнимость претендует на то, что она - самая важная, самая большая ценность в мире.
Внешняя форма, главенствующая над содержанием, служанка, пренебрегающая своей госпожой, профессиональные лгуны, претендующие на роль народных глашатаев, пошляки, пробующие себя на роль духовных наставников, неучи, высмеивающие мудрецов - и много еще каких слов можно сказать, про наш мир. Только не покажутся ли они парафразом из модного романа. И это конечно тоже является признаком того, что лисы кружатся на месте нашего разрушенного Храма, что был подобен льву.
Часть 2
Сейчас же я хочу рассказать вам о том, что в свете Торы, раскрываемой нам Рамхалем, даже Ишмаэль - главный ненавистник Израиля, этот лис на развалинах Храма, создан для того, чтобы мы могли раскрыть Величие Замысла Творца во всем его Великолепии.
Там, где даются ответы мудрецами - на самом деле, должны начинаться наши вопросы. Сказав, что Ишмаэль - бич, мы должны понять, почему Творец выбрал для нас именно такой бич - ведь в Его воле сделать бичом что угодно. Тараканы, комары - хоть желудочно-кишечные паразиты - тоже могут быть наказанием - а он выбрал для нашего наказания потомков Ишмаэля!
Постигаемая нами цель мироздания, это - обнаружение Единства Мироздания и Замысла Создателя, который Добр и Творит Добро. И, исходя из этого, можно показать, что Ишмаэль - это максимальное раскрытие Воли Творца служит для максимального раскрытия и постижения Израилем его единства с Творцом. Ведь все, что создано Творцом - это лишь путь к Славе Его!
И точно так же, как все Творение создано единственно - для выявления этой связи Творения - с замыслом Творца, так и Ишмаэль необходим прежде всего нам - для внесения окончательной ясности и понимания в Замысел Творца.
Это - последняя завеса, которая отделяет нас от постижения замысла Творца, для раскрытия Величия Торы - Веры и Знания Израиля - перед окончательным раскрытием Его Воли - для приобретения Творением Полноты и Законченности, последний выбор, который нам предстоит сделать. И этот выбор подсказывает нам одолевающее нас Зло.
Наказание имеет цель - не просто оторвать злодея от продолжения злодеяний, а дополнить творение знанием о Творце - привести его на путь познания Творца, ведущий к совершенству и полноте Творения. Ведь если бы не уставали в наших исканиях - в наших мыслях и в наших действиях по выполнению Заповедей - прошли бы путь познания без тех страданий, которые испытали.
Существует распространенная ошибка - в понимании сути той силы, которая называется нашими мудрецами сатан’ом - той особой силы, которая создана Творцом для управления нашим миром. «И был день и пришли сыновья Б-жьи предстать перед Господом». (Иов 1, 6). Существует множество трактовок этого текста, одна из них, что это - ангелы народов мира - они просят у Творца своей доли - за счет Израиля - говоря «мы делаем то же что они». Но Сатан не просто обвиняет - он требует наказания для Израиля. Так трактует этот текст Зоhар.
Сатан, это сила, которая как бы вносит путаницу в управление миром - справедливость и воздаяние Творца распространяется - как бы, несправедливо. В этом сомнения праведника Иова - кажется, что за счет силы, именуемой сатан’ом, дается жизненность Злу.
В нашем мире кажется, что и злодею и праведнику достается независимо от их заслуг и прегрешений. Где же разница в воздаянии злодею и праведнику - спрашиваем мы: злодей служит Злу, праведник служит Творцу Мира. Но не видно разницы в служении злодея и праведника, нет разницы в воздаянии тому и другому.
Это то, что исходит от обвинителя Израиля. То что наши мудрецы называют по разному: большие уста (большой рот), змей, доносчики, сатан, лашон-а-ра - все суть одного явления которое называется обвинителем Израиля. Их цель породить сомнения.
Сомнения, одолевающие нас преодолеваются верой. Но Вера с точки зрения Рамхаля, это не просто то, что помогает пройти период сокрытия лика Творца. Вера, это то что раскрывает единства создания и управления Мира путь единства Творца и Творения, путь Израиля.
Нам дана сила использовать и этого главного нашего противника - Амалека. Потому что победа над Ишмаэлем - Амалеком - победа над ним в наших помыслах, это - выявление главного нашего различия со служением Ишмаэля. Суть нашей победы это полное отделение от Ишмаэля, суть нашей войны - это раскрытие единства Творения и Творца.
Это большая ошибка говорить, что у Ишмаэля есть вера. То, что есть у Ишмаэля это - не Вера вТворца, а уничтожение веры, ее противоположность, это вера Амалека.
Разве Ишмаэль верит в то что Творец, который Един и Единственен управляет миром? Нет он верит в Зло, верит в колдовство, верит в силу Зла - отделенную от Творца. И что же главное зло для Ишмаэля? Это - Израиль.
Мы противоположность его, мы которые знаем, что в мире нет ничего, что не происходит от Творца, и нет ничего, что действует против Его воли - для Ишмаэля - порождение Зла, порождение Сатаны.
Та война, которую ведет Ишмаэль, это - война против Б-га Израиля, это - война Амалека. Как писал Рамбан - не имея возможность уничтожить Б-га Израиля, пытаются уничтожить сам Израиль.
И как же выступает против этого зла народ, «умудренный мудростью» Творца мира? Где же эта мудрость - которой нет ни у кого в мире? Где же наша Тора - Свет народам, которую мы учим?
Разве всегда с пониманием внутреннего смысла и самопожертвованием выполняем мы заповеди Творца мира, а не как рутину и привычный обряд, или ради гордыни - то, как выполняет заповеди Магомета Ишмаэль. Разве изучая Тору, стараемся мы постоянно выявить связь заповедей и законов с замыслом Творца Мира.
Есть те, кто не делает и этого минимума - речь сейчас не о них. Но, надо знать, что, выполняя заповеди так, как Ишмаэль мы увеличиваем его силу, мы отсрочиваем освобождение - в этом суть проклятия злодея Билама.
Пишет Рамхаль в книге «138 врат Премудрости», что у каждой вещи в святости есть ее отражение - ее порождение с нечистой стороны (ситра - ахра): есть Шабат - есть со стороны ситра - ахра день шестой ( или день первый - у кого как), есть коэн - есть с той стороны коэн, есть шляпа - есть и у них шляпы.
Но есть то, что отнимает силу у украденных - обманом взятых у нас вещей находящихся во владении нечистоты.
И это - Тора которая оставлена нам рабби Шимоном, Ари и Гаоном из Вильно. Это та Тора раби Акивы, которая поднимается на уровень Короны Торы Моше рабейну. Эта Тора о единстве Замысла Сотворения мира и Единства управления Творением, об их внутренней сути, оставленная нам Рамхалем. Это - истинное различие служения и знания Израиля и Ишмаэля. Вникнем в слова Рамхаля - и одержим победу над Ишмаэлем.
Вновь Агада, трактат Менахот 30 лист: Когда Моше Рабейну поднялся на Небо, он застал Всевышнего приписывающего к буквам Торы короны.- Кто мешает Тебе (дать Тору без корон)? - спросил Моше Рабейну. - В будущем, в конце многих поколений, - ответил ему Всевышний, - появится человек по имени Акива бен Йосеф, который будет трактовать галахот из корон на буквах Торы. Покажи мне его, - попросил Моше.- Вернись, - сказал Творец. Вернулся Моше Рабейну на землю и, оказавшись в иешиве раби Акивы, сел в конце восьмого ряда. Не понял о о чем там говорили и почувствовал себя неловко. Совсем, отчаялся понять о чем говорят, как вдруг один из учеников спрашивает: Каков источник такой-то ѓалахи?- Этот закон получил Моше Рабейну на горе Синай, - отвечает раби Акива. Моше воспрял духом и вернулся на Небо, и задал Всевышнему вопрос:- Если есть такой человек, зачем именно через меня Ты даровал Тору?- Замолчи! - приказал Моше Всевышний. - Это решение поднялось ко Мне. Какая же награда за его знания Торы? - спросил Моше. Повернись и повернулся Моше и увидел: вот лежитна рыночной площади растерзанная железными гребнями плоть раби Акивы. И это - Тора и это плата за нее?! - воскликнул Моше, представ перед Творцом. Замолчи! - ответил Создатель. - Это решение поднялось ко Мне.
Прим. перев. Как и у первой приведенной Агады и у этой - моей любимой - очень много смыслов. Но один из них - самопожертвование, подвижничество раби Акивы( и его учеников) - раскрывает смыслы Торы - которые не мог раскрыть Моше рабейну - подобно новым - восстановленным из забытья - смыслам Торы, раскрытым Рут. И в этом суть праздника Шавуот - времени Дарования Нашей Торы.
Я специально оставил в некоторых местах корявости перевода - чтобы напомнить о том, что и при Сотворении мира нечто поднялось к Создателю - после чего он добавил в мир милосердие. Впрочем, подробности учения Рамхаля о строении мира будет описано в книге «Властитель Мира», которая готовится к выходу на русском языке).
Перевод Арона Цыпина