История Ил-18 в Толмачево

Oct 21, 2017 23:25



Ил-18 летают до сих пор, а начали летать еще при Хрущеве (летом 2017го исполнилось 60 лет). Мне удалось поймать Ил в Толмачево крайний раз в 2004 году - фото выше. Примерно этого же периода этот текст, собранный из общения с ветеранами Летного отряда Ил-18 в Толмачево.

История самолета Ил-18 в Толмачево

Когда разговор заходит об истории Толмачевского объединенного авиаотряда (ТОАО), обычно вспоминают самолет Ту-104, который в 1957 году совершил первый пассажирский рейс из Толмачево. Однако на фоне первенца советской реактивной техники отходит на дальний план история лайнера Ил-18, который также долгое время эксплуатировался в ТОАО. Сегодня мы рассказываем об этом турбовинтовом самолете и его работе в Новосибирске.

Достоинства



Самолет Ил-18 в какой-то степени уникальная машина. Он создавался в одно время с Ту-104, Ан-10, Ту-114, однако его ровесники в лучшем случае существуют только в виде памятников. В то же время Ил-18 продолжает свою трудовую деятельность.
Долговечность этого лайнера объясняется его отличными даже по современным меркам экономическими характеристиками - расход топлива на час полета составляет на Ил-18 2-2,2 тонны, в то время как сравнимый с ним по классу Ту-104 потреблял в два с лишним раза больше - 4,5 тонны. Самолет Ту-154М при перевозке в полтора раза большего количества пассажиров расходует 5 тонн в час, то есть почти в два с половиной раза больше, чем Ил-18.
Скорость турбовинтового Ил-18 конечно ниже, чем у реактивных самолетов, но это не мешает ему пользоваться своими преимуществами как в экономике, так и в дальности полета с коммерческой нагрузкой, достигающей у Ил-18Д 6500 км. Кроме того, Ил-18 способен садиться и взлетать с очень коротких полос длиной до 1500 метров.

Ил-18 в Толмачево



К фото - в СССР тоже были дизайнеры, которые могли путать картинки.

В Новосибирске Ил-18 попал в исторический промежуток между освоением двух основных типов самолетов Толмачевского авиаотряда - Ту-104 и Ту-154.
Первый базовый Ил-18 прибыл в Толмачево весной 1967 года. Это был борт СССР-75548. В 70-х годах единовременное количество этих самолетов на предприятии, со слов ветеранов, варьировалось от 10 до 20 машин. Часть Ил-18 списывалась, часть поступала из других авиаотрядов, в том числе из Ташкента, Душанбе, Прибалтики.
В Новосибирске эксплуатировалось самолеты в модификации Ил-18В и Ил-18Д в компоновке на 100 пассажирских кресел. Осенью 1979 года в ТОАО поступил первый лайнер в грузовом варианте. Затем в Новосибирск прибыло еще несколько таких машин. Это были Ил-18 с большим налетом, переделанные из пассажирских модификаций. Их грузоподъемность составляла 13,5 тонн.
Списали новосибирские Ил-18 весной 1985 года.

География полетов и перевозки



Фото из интернета.

Регулярные пассажирские рейсы на базовых Ил-18 выполнялись из Новосибирска в Краснодар (ежедневно), Сочи, Анапу, Симферополь, Львов, Алма-Ату, Ташкент, Фрунзе, Хабаровск, Благовещенск, Якутск-Магадан, дважды в день самолеты следовали по маршруту Улан-Удэ - Новосибирск - Москва. Толмачевские Ил-18 также связывали Кемерово, Новокузнецк, Омск, Барнаул и Томск с южными курортами. Рейсы из этих городов в Москву в то время выполняли московские экипажи.



Из книги по истории Толмачево. Тут надо доизучать, кто чаще летал - новосибирцы или москвичи.

Было большое количество чартерных рейсов. На отдых в Кишинев возили детей, на Камчатку и Сахалин - призывников. Причем рейс Новосибирск - Петропавловск-Камчатский выполнялся без посадки и длился более восьми часов.
«Грузовики» в основном возили фрукты и овощи по направлению юг-север. В Баку базировался специальный сводный авиаотряд, который обеспечивал эти перевозки. Его командиром одно время был Эдуард Петренко, командир авиаэскадрильи Ил-18 Толмачевского ОАО. Самолеты сводного отряда доставляли фрукты в Норильск, Певек, Анадырь и в другие, более близкие северные города. Остальные грузы на Ил-18 перевозились по самым разнообразным маршрутам.
«Мы могли перевозить все, что помешалось в самолет: подшипники, золото, запчасти, даже глубинные бомбы и снаряды. В 1982 году два толмачевских Ил-18 в течение двух недель возили в Москву на очередной съезд КПСС рыбные деликатесы из Охотска», - вспоминает бывший командир самолета Иван Чаусов.
Периодически грузовые полеты выполнялись по кругу, например, Новосибирск - Киров - Якутск - Владивосток - Новосибирск или Новосибирск - Харьков - Винница - Челябинск - Новосибирск (в обоих случаях указаны реальные маршруты). На каждом отрезке груз мог быть разным.

114 летный отряд



Кто на фото - не знаю, но это Толмачево. Удивительно сейчас выглядит почти вертикальный наклон остекления.

Основное летное подразделение Ил-18, 114 летный отряд (ЛО) появился в «Толмачево» в апреле 1967. Первым командиром отряда стал Георгий Александрович Сарафанкин (встречались с ним летом 2017, в 2020 году он ушел от нас - Глеб). Формировался 114 ЛО в основном за счет летного состава Новосибирского авиаотряда.
В период наиболее массовых перевозок на Ил-18 в толмачевском летном отряде было три эскадрильи, по 10-15 экипажей в каждой.
«Самолет имел отличные летные характеристики, летать на нем было нетрудно даже пилоту средней квалификации. Переучивание на Ил-18 проводилось как стандартным путем, после Ли-2, Ил-14 и Ан-24, так и сразу с Ан-2 и даже с вертолетов Ми-4. В свою очередь наш отряд был базой для дальнейшего переучивания на самолеты Ту-154, которые стали поступать в Новосибирск в 1974 году. В 70-80-х годах более двадцати человек из 114 отряда перевелось в Москву, и часть из них стала летать на международных линиях», - рассказывает другой бывший командир Ил-18 Петр Клюев.

Техническое обслуживание



Фото из газеты ЗСУ ГА "Крылья советов", Новосибирск.

Первые толмачевские авиатехники прошли обучение на Ил-18 и приступили к оперативному обслуживанию этого самолета еще в 1962 году. Базовая эксплуатация началась через пять лет. И здесь можно сравнивать два основных лайнера ТОАО до появления Ту-154.

«По сравнению с Ту-104 Ил-18 был более капризной машиной. Летом при температуре выше 30 градусов тяжело запускались двигатели. В морозы приходилось идти на самолет за 3-4 часа до вылета, чтобы прогреть каждый из четырех двигателей и кабину с пассажирским салоном. Зимой периодически возникали дефекты в силовой установке, особенно в случае больших перепадов температур на стоянке, скажем, минус 10 в Новосибирске и минус 40 - в Якутске. Сказывалось большое количество механических передач в турбовинтовом двигателе. Зато салон в Ил-18 был красивее и ухоженней, чем в Ту-104», - делится воспоминаниями ветеран Толмачевского авиаотряда и авиакомпании «Сибирь» Геннадий Петельский, в числе первых новосибирцев изучавший Ил-18 еще в 1962 году.

Литерные рейсы



Компоновка выше - из книжки времен активной эксплуатации самолета. Была ли именно такая компоновка в Новосибирске, я не знаю.

Через аэропорт часто выполнялись литерные рейсы на Ил-18, которые долгое время были основным самолетом правительственного авиаотряда. Впервые на Ил-18 в Новосибирск прибыл Никита Хрущев. Произошло это после поездки в Пекин в октябре 1959 года (тут надо бы проверить, источник не помню - Глеб). Летом 1966 года в Толмачево встречали Президента Франции Шарля де Голля. Из Новосибирска Ил-18 доставил его на космодром Байконур.
В 1996м и 2000м годах визиты Президентов России Бориса Ельцина и Владимира Путина в Новосибирск в качестве вспомогательных самолетов также обслуживали лайнеры Ил-18.

Интересные случаи

Их в новосибирской истории Ил-18 тоже хватало. В 60-х годах с потолка толмачевского ангара на самолет падала большая асбестовая плита. Как-то раз у приземлившегося северокорейского Ил-18 были обнаружены забоины на всех четырех винтах, как потом выяснилось, вовремя не убрали сугробы возле полосы. Толмачевские техники по команде сверху оперативно заменили винты, сняв почти новые с своего базового самолета. Однажды в полете по маршруту Фрунзе - Новокузнецк в первом пассажирском салоне Ил-18 вдруг появилась змея. Это произошло после перевозки в грузовом отсеке этого лайнера специального контейнера из серпентария. Переполох был не маленький… Гадюка забралась в приборный отсек, откуда ее смогли достать только на земле. После этого самолет еще неделю не поднимался в воздух.

Справка

Первый полет Ил-18 состоялся 4 июля 1957 года. Всего было выпущено около 650 самолетов этого типа включая военные модификации Ил-20, Ил-22 и Ил-38 (Ту-104 построено всего 200 экземпляров). Около ста Ил-18 еще в советские времена было поставлено за рубеж, в том числе в Гвинею и Мали. В настоящее время (2002 год) в России эксплуатируется около 80 самолетов Ил-18 всех модификаций, в том числе более 10 - в гражданской авиации.
В 1958-69 годах на самолете установлено 14 мировых рекордов, включая дальность полета по прямой - 7660 км и скорость на базе 15-20 км - 727 км/ч. В 1970 году Ил-18 (YR-IMM) румынской авиакомпании «Таром» (Tarom) за 80 часов совершил кругосветный полет с 12 промежуточными посадками. Начиная с 1961 года советские Ил-18 неоднократно совершали полеты в Антарктиду.
Лайнер допущен к эксплуатации в течение 40 лет. В дальнейшем, по информации КБ им. Ильюшина, этот срок может быть увеличен.

Из рекламы Tarom в румынском журнале 2015 года (тогда наш рейс в Кишинев сел на запасной в Бухаресте по метео Кишинева).



Из книги «Самолеты страны Советов», 1974 год (в детстве была у меня почти настольной):

«…Ил-18 стал одним из самых популярных самолетов в Советском Союзе. Его знают теперь на всех континентах земного шара. На машинах этого типа, весьма экономичных, надежных, обладающих большой дальностью полета и хорошими взлетно-посадочными качествами, летчики Аэрофлота многие годы выполняли значительную часть плана пассажирских перевозок на магистральных линиях большой и средней протяженности».

1967, Чукотка, Молдова, 1966, Ту-104, Новокузнецк, Барнаул, 2002, 1979, Ан-24, техобслуживание, Новосибирск, Улан-Удэ, Толмачево-истории, салон, авиаистория, 2004, 1972, вертолеты, 1962, 1985, грузы, Якутск, Камчатка, Азербайджан, ветераны ГА и ВОВ, Ил-18, пилоты

Previous post Next post
Up