В летнюю поездку
вдоль Оби одной из целей была встреча с ветераном-авиатехником из Новосибирска Андреем Ефимовичем Баксаловым. Он закончил училище в Перми и прибыл на службу во Владивосток в сентябре 1945 года. В момент окончания боевых действий с Японией их команда ехала по Транссибу. Они рассчитывали, что успеют на войну, но попали уже в мирное время. Авиации к той войне на Дальнем Востоке было много. Ниже рассказ, как выглядела работа наземного персонала на одном из приморских аэродромов в 1945-48 годах. Было это в районе бывшего Сучана, ныне Партизанска.
Фото - Андрей Ефимович во втором ряду второй слева. Год фото я пока не уточнил. Авиаторы ТОФ носили морскую форму.
…После окончания Военно-морского авиационно-технического училища им. Молотова в Перми (в 1940-57 годах Пермь называлась Молотов - авт.) в августе 1945 года нас отправили к месту службы во Владивосток по железной дороге. Мне было 18 лет (Андрей Ефимович 1927 года рождения, войну встретил дома в Донбассе, затем был в эвакуации в Кунгуре - авт.).
Ехали мы в обычной теплушке (один вагон) в эшелоне, который вез домой с войны солдат-пехотинцев старших возрастов - лет наверно по 50 им было. Их встречали на станциях, музыка, цветы. А мы ехали на войну. Так мы доехали до Иркутска. Там видимо у нашего эшелона была конечная точка. И дальше до Владивостока нас пересадили в нормальный пассажирский вагон. У каждого была своя полка. Пока мы ехали от Перми до Владивостока - война закончилась. А выезжали, как раз война началась (09 августа - 02 сентября 1945 - авт.).
Во Владивостоке нас начали направлять на разные аэродромы. Меня и еще человек пять с нашей группы (я, Бремер, Бурмистров, мы изучали в училище Пе-2) отправили в Сергеевку. Дорога шла через Сучан, сейчас такого названия нет - это Партизанск. Там стоял полк дальних бомбардировщиков ДБ-3. Там стационарный аэродром, наверно еще довоенный, но весь грунтовый. Гарнизон был не в селе, а рядом с аэродромом. Приняли нас, отвели в столовую. Мы удивились, как хорошо покушать можно, а был фасолевый суп с рыбой. Поместили нас в землянки, внутри нары. Мы там были недолго, наверно неделю. Просто ждали. Говорили нам командиры: «Мы решим и отправим вас куда надо».
Дней через 10 нас перевезли в Шайгу (возможно, более правильно "на Шойгу", но я услышал от ветерана именно так, причем даже так: "в Шойгу" и сначала сильно озадачился, что всё это значит :) - авт.), это от Сергеевки несколько километров, ближе к Сучану. Там отдельная жд-ветка от Сучана до Сергеевки, до Сучана ходил поезд, как сейчас электрички ходят. Шайга - это разъезд на этой ветке. Там тоже был аэродром, были строения, домики, столовая. Два отдельных домика было для офицеров. Техник был семейный - старший лейтенант и инженер - капитан. Как их звали, я не помню. Остальной состав жил вместе в одном «кубрике». Была в Шайге аэродромная служба охраны. Обычные бойцы. Командиром у них был младший лейтенант, Герой Советского Союза. Не помню, как звали. Рядом с Шайгой по железной дороге километрах в двух на параллельном пути стоял ремпоезд. Там ремонтировали все типы самолетов. Работники ремпоезда жили в квартирах. Там был ДК, мы ходили туда на танцы. Это был отдельный небольшой поселок.
Карта 1957 года:
В Шайге располагалась база резервных самолетов. Причем база ВМФ, не сухопутная. Мы же в морской авиации были. И стали они к нам прилетать. Мы их на стоянки определяем и обслуживаем. Это был не ремонт, мы их консервировали для дальнейшего хранения. Самолеты разные - Пе-2, Ил-2, Яки. Однажды пришел к нам целый эшелон Яков - они разобраны, плоскости сняты. Мы их вручную разгружали, собирали. Были даже Аэрокобры, пригоняли их с США наши летчики. Они были новые. Яки и Илы тоже новые. А наши Пешки уже эксплуатировались ранее. Мы их поддерживали в нужном состоянии, следили, чтобы не было коррозии, подкрашивали. Садись и лети. Всего у меня было семь [закрепленных] самолетов. Всего в Шайге стояло порядка двадцати Пе-2. У меня семь, у Бренера также, у Бурмистрова также… Сколько других самолетов было, я не помню. Они часто прилетали. Были заявки от разных частей. Летчики приезжали к нам, брали самолеты и улетали. Куда улетали? Куда надо, туда и улетали.
Был у нас один свой летчик. Капитан, фамилия на букву «л», может быть Логинов. Он раз в году облетывал каждый самолет, который на хранении был. Два круга сделает, и садится, если все хорошо. Где он жил, я не знаю, но он всю нашу службу там летал. А служил я в Приморье три года.
Аэродром Шайги сейчас с гугла:
Как-то мне техник говорил: «Завтра твои самолеты будем облетывать». Я готовил, козлы ставил, шасси проверяли на выпуск/уборку, заправлял горючим. Мы же на консервации заливали в баки Б-100 - это чистый бензин без добавок, чтобы топливные баки не портились, они на Пе-2 фибровые. Потом мы его сливали, заправляли обычным бензином. Потом их летчик облетывал. И тут я в первый раз полетал.
Спросил летчика: «Можно с Вами полететь?» Он и говорит - садись. Сел я на место штурмана. А почему полетел - дураком был (улыбается). Когда готовил самолет, попробовал выпуск шасси вручную. Смотрю - на соединении течь. Думаю, как так… а исправлять уже некогда. Ну и решил - давай сам полечу, если что - сам виноват буду. Но это выпуск вручную, а штатно выпуск - все было без проблем. Слетали как обычно - два круга и сели. Отличные впечатления остались.
Кобры приземлились не у нас, а в Сергеевке, где стояли ДБ-3. Но принимали их мы и отправляли тоже. После этого их куда-то дальше перегоняли. В Шайге их не было. Американский самолет, в чем отличия… как сказать, единственно, у них был хороший сухой паек, мы пользовались им (улыбается). Летчики на них обычные прилетели, не морские. В Николаевке, это почти у самого Сучана, стоял полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Мы там один раз были в командировке два дня - принимали самолеты на хранение. Они потом перелетели [в Шайгу], а мы вернулись поездом. Какая полоса была в Николаевке, грунтовая или нет, я не обратил внимания. Мы своим делом занимались.
Сергеевка с гугла:
Старых ТБ-3 и И-16 у нас в Приморье не было, я их не видел. Самолеты были только новых моделей. Американские - только Кобры, других типов мне не попадалось. В училище кстати нас только на советские самолеты учили, причем только на сухопутные (гидросамолеты училище мы не изучали).
Климат в Приморье… 100 километров там не расстояние. Климат там неплохой. Жили мы в деревянных домишках, топили печки. В начале фурункулы были на руках, у меня тоже были. Летом тепло, виноград дикий растет. Кедровый орех. Соя хорошо растет. Мы ее для себя жарили и ели. Вначале хорошо кормили, потом похуже стало. Картошка сухая была. В основном кормили кашей. Лапша, вермишель - только по праздникам. А так перловка, гречка, мяса немного, рыба красная была. Икры не было. В целом нормально, мы не голодали. Правда тараканов было много. Жители местные были русские, китайцев и корейцев мы не видели.
Топонимы в Приморье в книге 1967 года (в 1972 году остававшиеся "про"китайские заменили на русскоязычные):
Потом базу эту начали расформировывать. Мы узнали, что нас троих - меня, Бремера и Бурмистрова, отправляют в «хозяйство Житницкого». Мы не знали, кто это и где. Где-то в конце августа 1948 года пришла такая телефонограмма. Но мы еще месяц были в Шайге. Потом поехали в штаб во Владивосток. Там нас посадили на теплоход «Ленин», раньше он назывался «Адольф Гитлер». Он был очень большой. Ехали мы в трюме, хотя и комфортабельные каюты были. [Теплоход, скорее всего, назывался «Ильич», это бывшая немецкая «Карибия»; про «Гитлера» это байка, ходившая про несколько разных трофейных пассажирских судов в СССР, но знатоки говорят, что в Германии такого названия у судов не было; «Ильич» работал во Владивостоке с 1946го до списания в 1980х - авт.].
Плыли мы несколько дней. Высадили в Дайрене. В дорогу нам давали сухой паек. Мы его весь съели, осталось по сухарю. Дальше «электричка» до Порт-Артура. Приехали туда вечером в штаб полка. Переночевали при штабе в помещении, потом позавтракали и нас на машину грузовую и повезли на аэродром. Находился он километрах 30 от города… там стояли американские торпедоносцы В-25. Я его в первый раз увидел. Нам дали задание расконсервировать один такой самолет… Но это уже другая история, короткая и, к сожалению, без особых аэродромных деталей.
ПС. Про Порт-Артур есть почти «самиздатовская» книжка летчика, который летал там, в частности на Каталинах (
ПБН-1 ), в ВВС ТОФ. Тоже новосибирец. К сожалению, я узнал о нем слишком поздно. Пух Георгий Иванович, 1923 года рождения. Там много про Порт-Артур. Я видел его летную книжку.
_____________________________
Ссылки по теме, найденные в процессе работы с текстом:
Про базировавшийся в Южной Сергеевке 52-й дальнебомбардировочный авиационный полк ВМФ на ДБ-3:
По состоянию на 9 августа 1945 г., в составе полка, базирующегося на аэр. Южная Сергеевка, имелось 34 самолёта ДБ-3Т (из них 31 - в строю) и 32 экипажа (26 боеготовых). Особенностью данного полка было то, что он, единственной из частей МТА ВВС ТОФ, встретил начало войны с Японией вооружённым старой авиационной техникой. Про 34-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ на Пе-2 в Николаевке:
... дислоцировался на аэр. Николаевка. По состоянию на 09.08.45 г. на вооружении полк имел 33 Пе-2 и 10 Ту-2. Про Ремпоезд в Шайге, как я понял, он там работал до середины 1950х. Воспоминания местного ветерана:
К началу войны пришел эшелон - ремпоезд с Запада, около 30 вагонов, и в каждом стояло спецоборудование - станки для цехов по ремонту самолетов. У аэродрома на Шайге развернулись техническая часть, столярный, сварочный, токарный, гравировочный, оцинковочный, моторный цеха. По пути нашел еще про В-25, залетевший в Приморье с
рейда Дулитла на Токио/Японию , когда двухмоторные бомбардировщики взлетали с американских авианосцев в 1942 году:
На девятом часу полета, около 17 часов вечера, пилоты заметили береговую черту… В-25 сел на ВПП аэродрома Унаши. [ныне Золотая Долина - авт.]
За помощь в организации встречи благодарность Андрею Курдюкову, Новосибирск. И
Максиму, ездили вместе.