Чтобы осталось в сжатом виде... (на основании открытых источников, фото оттуда же)
Это самое первое фото сделано Юрием Шелуховым.
Вечером в четверг 14 июля А340-300 OY-KBA рейсом SK998 летел домой из Шанхая (Пудун) в Копенгаген. Примерно в районе Кызыла (это недалеко от входа в российское воздушное пространство со стороны Монголии, обычная трасса) сработали датчики разгерметизации. Лайнер снизился до комфортной для пассажиров с точки зрения давления в салоне высоты 3000 с чем-то метров и полетел на вынужденную посадку в Новосибирск. Прошел со стороны Кузбасса в районе Кольцово, прошел достаточно высоко над площадью Маркса, развернулся где-то над Коченево и успешно сел примерно в 19.40 нск.
Встал напротив международного терминала. Пассажиров высадили в стерильную зону. Экипаж спустя какое-то время отправился отдыхать в гостиницу.
Отметим, что в Толмачево А340 штатно не летают. Хотя А330 штатно бывали и не раз.
Справочно: Всего у SAS 8 А340, судя по сайту авиакомпании. Севший борт совершил свой первый полет в 2001 году.
В 00-45 нск из Копенгагена в Новосибирск вылетел резервный А340-300 OY-KBM в ливрее альянса Star Alliance (который в РФ не представлен ни одной авиакомпанией). В 5.30 нск он сел в Толмачево.
К сожалению, более 200 пассажиров не смогли покинуть терминал аэропорта, т.к. у них не было российских виз. Ранее были примеры, когда пассажиров-иностранцев в подобных ситуациях в России селили в гостиницу, в которой создавалась своя "стерильная зона". Но нынче с Европой у нас не дружба. Глава пресс-службы SAS в западных источниках ссылалась на то, что "Москва" не дает разрешения на размещение пассажиров вне стерильной зоны аэропорта. Ночь они провели в аэропорту. Звучало в сети: "Ну вы там держитесь!"
Утром события развивались тоже незаурядно. Вылет резервного борта был назначен на 11.30. Потом сдвинулся на 12.30, потом на 13.30 и затем на 19.00. Информация об этом рейсе отображалась на онлайн-табло Толмачево.
Появились сообщения уже не только в соцсетях Новосибирска, но и в больших СМИ:
http://www.interfax-russia.ru/Siberia/news.asp?id=745003&sec=1671 Пошли слухи, что вылет сдвинут потому, что пилоты пошли отдыхать. Хотя те, что сели вечером, явно уже отдохнули. Но видимо, им поставили задачу гнать домой свой борт, а резерву отвозить пассажиров. Пассажиры в итоге поимели 8 дополнительных часов в Сибири, а авиакомпания вывела на эти же 8 часов борт из расписания, не считая перелета в Сибирь и обратно. Я не проверял, но вроде бы SAS отменила какой-то рейс из-за нехватки А340.
...пилоты не проспали. В 18.30 началась посадка пассажиров. В 19.15 примерно Star Alliance взял курс на Данию. Пассажиры ровно сутки провели в России. (Границу России борт пересек южнее Пскова и ушел в Латвию). КВА, который с разгерметизацией, оставался на сибирской земле.
Вылетел он из Толмачево в 2.50 ночи нск. Летел на высоте те же 3000 с чем-то метров. Что говорит о том, что до конца разрулить ситуацию с герметизацией не удалось. Осталось также неизвестно, выпали ли маски над Тувой/Хакассией или нет. В общем летел он также через Латвию через Копенгаген 7 часов. Хотя штатный рейс Шанхай - Копенгаген летит порядка 9 часов. Борт с пассажирами дошел от Новосибирска до дома за 5 часов.
Датская пресса:
http://www.check-in.dk/sas-passagerer-overnatter-i-lufthavnsterminal-i-novosibirsk/ Норвежская пресса:
http://www.vg.no/nyheter/utenriks/russland/247-sas-passasjerer-strandet-i-novosibirsk-etter-sikkerhetslanding/a/23740568/ Так у нас побывали два достаточно редких борта.
Основное обсуждение визита было вот здесь:
https://vk.com/nskspotting