Ул. Алексея Толстого, дом №3. Особняк Субботиных-Шихобаловых, или Дом Губернатора

Nov 26, 2012 11:16

Оригинал взят у seleste_rusa в Ул. Алексея Толстого, дом №3. Особняк Субботиных-Шихобаловых, или Дом Губернатора
Одно из самых красивых зданий Самары - особняк Субботиных-Шихобаловых, или Дом Губернатора, был построен в 1878-1881 годах по конкурсному проекту архитектора Виктора Александровича Шретера в стиле неоренессанс, является памятником культурного наследия федерального значения.



Долгое время здание находилось в собственности ФГУП "Самарский электро-механический завод", режимного предприятия, доступ на территорию которого был строго ограничен.
В настоящее время является собственностью Самарской области, имея номер первый в реестре объектов, поставленных на учёт.

На прошлой неделе представился случай попасть в особняк, пройти по всем его этажам, подняться на чердак и спуститься в подвал. Каждый раз, оказываясь в каком-либо старинном здании, невольно представляешь себе как проходила жизнь в его стенах, какими были тогда люди, чем были заняты и какая была обстановка внутри. Тени прошлого непременно являются спутниками таких наблюдений и не стал исключением и особняк Субботиных-Шихобаловых, или Дом Губернатора.




Заказчиком строительства выступили купцы Субботины, Торговый дом которых владел пятью пароходами и сорока хлебными баржами. В 1879 году ко всему прочему П. С. Субботин возвел паровую мельницу за рекой Самарой (в советское время мельзавод № 2), а в 1884 году построил известную всем паровую мельницу близ Жигулевского пивоваренного завода и даже успел войти в совет директоров самого пивоваренного завода.

На составление проекта особняка в 1877 году Петербургское общество архитекторов объявило конкурс, с выплатой премий трем лучшим проектам. Победителем конкурса с фантастической премией в 200 рублей стал Виктор Александрович Шретер, преподаватель Петербургского строительного училища и главный архитектор императорских театров. Шретер много работал в стиле неоренессанса. Особняк Субботина он представил в виде флорентийского палаццо XV века в сочетании с русским кирпичным зодчеством. Обнаженная кирпичная кладка стен позволила избавиться от штукатурки, требующей периодической окраски и ремонтов, что было "противопоказано" Субботиным, при их бесконечной торговле, сдаче амбаров в аренду и прочей загруженности.

Несмотря на огромные траты в 1870-1880-х годах на расширение производства и благотворительность, Петр Семенович задумался о постройке особняка, достойного его положению состоятельного и уважаемого купца (а с 1883 года и городского головы).

В то же время, так называемая, "русская кирпичная кладка" создала интересный художественный эффект: лейтмотивом архитектурной композиции стала естественная фактура кладки из высококачественного кирпича, красный цвет которого был удачно оттенен штукатурными деталями (например, люкарнами - круглыми окошечками) и гранитом цоколя.

К сожалению, при Шихобалове дом побелили, слегка разрушив задумку Шретера.

Сплошная рустовка фасада (да еще двойная) - вообще находится в соответствии с традицией флорентийского ренессанса XV века. От ренессансных прототипов здание отличалось лишь более сухой и дробной трактовкой деталей, что было на самом деле характерно для построек неоренессанса. Так что, неоренессанса здесь - "кот наплакал". Однако это ни сколько не уменьшает монументальности и ценности особняка.

По периметру здания, в некотором отдалении находились амбары, дальше пристани. Там кипела работа, а чуть на возвышении вырастал чудесный особняк Субботиных, и будто говорил всем: "Знайте, кто здесь Хозяин". Все очень продумано. Социальная субординация соблюдена даже в архитектурном ландшафте.

Вскоре семейство владельцев амбаров Субботиных потерпело крах, и в 1899 году после самоубийства (по данным Г. Алексушина после естественной смерти) хозяина собственность перешла в руки А. Н. Шихобалова. Слух о самоубийстве появился не на пустом месте - семья Субботиных не могла пережить крушение своего превосходного образа жизни. Шихобалов провел реконструкцию дома и сдал его в аренду под резиденцию самарских губернаторов, которые селились здесь с 1906 по 1910 годы. Именно поэтому здание до сих пор упоминается в литературе как "Дом губернатора".

3. Прежде чем войти внутрь здания, посмотрим на его фасад


4. Балкон. От него, к сожалению, мало что осталось


5. По восстановлению предстоит большая работа, а пока местами виден тот самый красный кирпич:


6. Пышное оформление фасада всегда, сколько себя помню, привлекало особое внимание к зданию и вызывало большой интерес что же скрывается у него внутри и уцелело ли хоть что-нибудь из старинных интерьеров


7. Кованые решётки окон первого этажа сохранились очень хорошо


8.


9. Итак, входим в здание и уже буквально на пороге видим невероятно красивую кафельную плитку и сразу же на входе - парадную лестницу из светлого мрамора


10. Мраморный камин и кафельная плитка необыкновенной красоты на входе, сохранность которой обнадёживает и с этим чувством идём дальше


11. Вы только посмотрите, какая красота!


12. Сводчатый потолок над входом и мраморной лестницей


13. Массивная роскошная лестница на второй этаж


14.


15.


16. Первый этаж. В комнатах со стен снята штукатурка, при этом сохранилась лепнина, а также рамы остекления и подоконники


17. Полы и колонны первого этажа, отделанные цветным мрамором


18. От прошлой деятельности завода в одном из залов первого этажа осталась большая электрическая плита:


19. В некоторых местах проглядывается старинный паркет


20. Переходим на второй этаж, залы которого поражают красотой и богатством лепнины


21.


22.


23. Дверь


24. Мраморный камин


25.


26. Большой зал с выходом на балкон на улицу Алексея Толстого


27. Роскошный потолок большого зала


28. Так он выглядит в смотровое окошко третьего этажа


29.


30. Хорошо сохранились и мраморные подоконники:


31. Зал с камином


32. Камин


33. Лепнина


34.


35. Вид из окна второго этажа


36. В следующем зале:


37. Камин


38. Лестница на третий этаж


39. Очень хорошо сохранившиеся перекрытия:


40.


41.


42. По виду состояние конструкций перекрытия крыши очень хорошее, кажется, будто это было построено совсем недавно


43.


44. Подвал особняка большой и он прекрасен. Про него можно написать отдельный пост, впрочем, как практически про каждый зал, и даже отдельные его элементы


45. Подвальное помещение с кирпичным перекрытием потолка:


46. Покидаем дом и посмотрим, что находится рядом. Большое свободное пространство возле особняка, находящееся сейчас за ограждениями по улицам Алексея Толстого и Кутякова


47.


48.


49. Улица Казанская. Канцелярия Губернатора.

Первый дом Субботиных на Казанской, 3 был построен в середине 50-х годов XIX века по образцовому (типовому) проекту. И только 2 марта 1861 года Екатерина Васильевна Субботина (жена Семена Устиновича Субботина, купца первой гильдии, бывшего приказчика Муромского купца Зазыкина) подала прошение в строительное отделение Самарского губернского правления об изменении лицевого фасада со двора её существующего уже трехэтажного каменного дома (в той же образцовой манере), а также о возведении во дворе пристроя, о перестройке каменной домовой кухни, а вместо старого деревянного, уважаемая Екатерина Васильевна, испрашивала разрешение построить каменный хозяйственный амбар и другие нежилые подсобные службы. В марте, предъявив все необходимые чертежи, она получила положенное разрешение. (Центральный государственный архив Самарской области. Ф.1. Оп. 12. Д. 826).

Нужно отметить, что Семен Устинович нажил немалый капитал на махинациях с зерном. После его смерти в 1876 году сын Петр Семенович Субботин и внук Андрей Андреевич (от второго умершего сына Андрея Семеновича) смогли создать известный торговый дом "Семен Субботин, сын и внук", который занимался продажей зерна с собственных земель в Бузулукском, Ставропольском и Новоузенском уездах, а также перепродажей высококлассной пшеницы.



Семейство Субботиных в 1870 - 1880-х годах находилось на самом взлете своего благосостояния. Пароходы, только очнувшись ото льда реки Самары, уходили к Рыбинской бирже самыми первыми и приходили туда первыми с самым дорогим и лучшим субботинским зерном - белотуркой, дающей в сечении "леденец". На Рыбинской бирже говорили: "Вот уйдут Субботинские баржи, тогда цена и упадет".

Здание по образцовому проекту на Казанской было снесено и в 1878 - 1881 годах началось строительство особняка в стиле неоренессанс. В журнале "Зодчий" в 1877 году был объявлен конкурс. Первую премию получил известный петербургский и модный тогда архитектор В. А. Шретер, премии без права постройки получили архитекторы Леонов, Меллин и Пщолко.

В начале июля 1878 года самарский купец первой гильдии достопочтенный Петр Семенович Субботин подал прошение на строительство на участке в 3 квартале 1 части Самары (Казанская, 3) каменных служб. 10 июля он получил разрешение, хотя проект по каким-то причинам был ему возвращен (Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 153 Оп. 38 Д. 317).

Разрешение и чертежи на постройку самого дома-особняка по улице Казанской (А. Толстого, 3) по проекту Виктора Александровича Шретера в 1878 - 1881 годах, к сожалению, так и не были найдены в Самарском государственном архиве. Однако проект В. А. Шретера был напечатан в столичном журнале "Зодчий", а также вместе с другими конкурсными проектами дома-особняка П. С. Субботина помещен в знаменитую и объёмную "Архитектурную энциклопедию второй половины XIX века" Барановского.

На первом этаже находилась контора торгового дома Субботиных, а на втором этаже покои Андрея Субботина, его жены Елизаветы и их детей, а также рабочий кабинет, отделанный красным деревом и мрамором, и спальня Петра Семеновича.

Вскоре у торгового дома "Семен Субботин, сын и внук" дела пошли по нисходящей. Вероятно, это было связано с неурожаями, финансовым кризисом и судебными тяжбами с купцом Аржановым. С молотка был продан особняк Субботиных на Казанской и почти всё дело Антону Николаевичу Шихобалову в период с 1884 по 1890 годы, сам Петр Семенович Субботин уехал в Санкт-Петербург, а вернувшись, умер 5 сентября 1899 года от воспаления легких.

Новые хозяева купцы Шихобаловы сдавали бывший субботинский особняк разным предприятиям, в том числе под фирменный магазин, склад и контору местного отделения коньячно-водочного магната Шустова.

С 1906 по 1910 годы Шихобаловы сдали особняк под резиденцию самарских губернаторов Д. И. Засядько, И. Л. Блока (родственника великого поэта) и В. В. Якунина. Именно поэтому данный особняк до сих пор называют в литературе "Дом Губернатора". Засядько, заселившись в новый особняк, уже через месяц был снят (переведен) с высокой должности самарского губернатора. Следующим губернатором стал Иван Львович Блок, который расположился в особняке так: первые два этажа отводились под присутствие и канцелярию, третий (чердачный) был предназначен для обслуживающего персонала.

После убийства летом 1906 года губернатора Ивана Львовича Блока новый губернатор Владимир Васильевич Якунин посчитал долгом чести поселиться в том же доме, как бы продолжая преемственность борьбы с бунтовщиками-бомбистами». Якунин прославился многими достойными делами, пышными приемами в своем доме на Казанской, где его жена В. Ф. Якунина часто устраивала лотереи-аллегри, в которых результат становился известен сразу же после приобретения билета. Такие лотереи проводились в благотворительных целях и собирали весь свет самарского общества.

50. Улица Алексея Толстого. Дом Губернатора


По всей видимости, знаменитый особняк ждут большие перемены и новая жизнь. Очень хорошо, что это так, и хорошо, что прежние хозяева не разрушили внутреннюю отделку, сохранили лепнину, камины, кафельную плитку, мраморную парадную лестницу и другие элементы декора, дошедшие до нынешнего времени в удовлетворительном состоянии.

Здание, наполненное историческим смыслом, будто само просит логичного продолжения своей судьбы.

Кажется, что даже стены особняка зовут былое, чтобы передать эстафетой времени его прежнее предназначение настоящему. Зная и помня его биографию, с уверенностью можно сказать, что самым лучшим развитием после реставрации стало бы открытие вновь в нём Дома приёмов, в котором замечательным образом смогут разместиться приёмные Губернатора, депутатов Государственной Думы и других органов власти. Такое решение было бы удобно всем: прежде всего гражданам, и самой власти, благодаря удачному нахождению здания и редкому случаю наличия возле него свободной площадки под автомобильную парковку. Комплексные работы, включающие приведение в плане в порядок части улиц Алексея Толстого и Кутякова, восстановление фасадов старых домов, представляются очень хорошей перспективой развития этого уголка города рядом с домом с заново обретённым своим прежним именем.

Источники:
Блог Павла Попова "Портфели":
- Дворец или "Дом Губернатора" http://kraeham.livejournal.com/1338.html
- Дом Губернатора. Update. Чертежи и фото http://kraeham.livejournal.com/37498.html#cutid1

старая Самара, архитектура, Самара

Previous post Next post
Up