Наиболее интересные фотосравнения с Прокудиным-Горским

May 20, 2013 20:27

Оригинал взят у oldcolor в Наиболее интересные фотосравнения с Прокудиным-Горским
В этом посте я попытался  выбрать из числа своих фотосравнений с Прокудиным-Горским те, которые мне показались наиболее интересными, отражающими характер перемен, произошедших в стране за последние 100 лет.

Начну с самого разительного фотосравнения, ярко характеризующего ситуацию с архитектурным наследием в древнем городе Белозерске и, увы, в многих других городах России.
У Прокудина-Горского снимок назывался "Церковь Пресвятой Богородицы", но в действительности здесь видны два храма, так как слева от каменной церкви запечатлена деревянная Ильи Пророка.
Так это выглядело в 1909 и 2011 гг.:


Оригинальный размер
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в руинированном состоянии и может скоро просто рухнуть, а храм Ильи Пророка в 2010 г. реставраторы разобрали до основания. Будем надеяться, что всё же соберут обратно к юбилею города.




Покровская церковь на последнем издыхании:


Теперь о том, что составляет, пожалуй, главную гордость Белозерска и вызывает настоящий восторг даже у искушенных европейских туристов. Речь идёт об иконостасе городского Спасо-Преображенского собора (ныне музей), датированный 1801 годом. По своей ярчайшей барочной архитектуре этот иконостас не имеет аналогов на Русском Севере, да и в Европе такое не часто увидишь.
К счастью, иконостас сохранился, хотя и c большими потерями:

Оригинальный размер снимков
Чтобы получить абсолютно точный ракурс, надо было попросить сотрудников музея открыть обе створки дверей и снимать из соседнего помещения, но я не сообразил сделать это.  Мне и так повезло: буквально на следующий день иконостас должны были закрыть на реставрацию к юбилею города.

Пожалуй, наиболее печально, из всех русских городов выглядят сравнения по Ржеву, который во время одноименной битвы был фактически стёрт с лица земли.
Эти снимки центральной части сделаны в 1910 и 2008 гг.:


Высокое разрешение
Некогда на высоком холме располагался княжеский Ржев - рубленная крепость, к которой вёл мостик через ров. До войны это место символически обозначал Успенский собор, а ныне - обелиск в честь героев войны.

Есть, конечно, гораздо более оптимистические примеры.
Этот снимок 1909 г. Прокудин-Горский назвал просто "Вид на Старую Ладогу", однако на нём запечатлена Воротная башея Староладожской крепости на фоне реки Ладожки, давшей некогда название городу:


Оригинал
Мой снимок датирован 2008 годом, именно с него начался весь наш фотопроект "По следам Прокудина-Горского".
Для России это почти уникальный случай, когда памятник представлен в виде развалин на снимке Прокудина-Горского, а не наоборот.
Отстроенная в 16 веке (на основе каменных стен 14 века) Староладожская крепость пришла к началу 20 века в полностью руинированное состояние. Ввиду исключительной исторической важности объекта советские реставраторы в 1960-е гг. восстановили Воротную и Климентовскую башни и прясло стены между ними.
К сожалению, в 2008 г. я промахнулся с кадрированием одного из наиболее интересных прокудинских снимков Старой Ладоги, где как раз представлено прясло стены между двумя башнями и вид на древнюю церковь Св. Георгия (12 век). Поэтому привожу для сравнение современный снимок 2007 г., найденный в Сети, а тажке тот же ракурс на акварели 1810 г.:


Оригинал
Надеюсь, что в скором времени вернусь в изумительный по своей атмосфере город Старую Ладогу и сделаю все фотосравнения.
Более подробно о фотосравненениях по Старой и Новой Ладоге у меня можно прочитать и посмотреть здесь.l

Успенский собор Ярославля, старый и новый (1910 и 2011):


Посмотреть в оригинальном размере
Новое здание Успенского собора (вместо снесённого в 30-е) было сооружено к 1000-летию города на деньги одного московского бизнесмена, который и "заказывал музыку". Говорят, что из-за этой постройки ЮНЕСКО чуть не лишило исторический центр Ярославля статуса объекта Всемирного наследия. Но многим горожанам она нравится. А вот строительство гигантской колокольни защитникам исторического облика города всё же пока удалось предотвратить.
Местные говорят, что новый собор в два раза прежнего. Я чисто условно постарался передать его масштаб.

Ярославль знаменит своей фресковой живописью 17 века. Поэтому вслед за Прокудиным-Горским мы заглянем внутрь храма Иоанна Златоуста в Коровниках и посмотрим, что стало с его замечательными фресками за прошедшие ровно 100 лет. Внутри, как и снаружи, идёт бесконечный ремонт, и всё пространство загромождено какой-то арматурой и стройматериалом.
Фреска над входом в церковь Иоанна Златоуста в 1911 и 2011 гг.:


Смотреть в высоком разрешении
Вот такая печальная картина пока получается...
Храм Иоанна Златоуста был расписан в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время знаменщика (мастера-иконописца особо высокой квалификации) Алексея Иванова Соплякова.
Фреска на колонке в церкви Иоанна Златоуста в 1911 и 2011 гг.:


Смотреть в высоком разрешении

До сих пор не известно доподлинно, снимал ли Прокудин-Горский в Твери величественный Преображенский собор  17 века, который быд взорван в 1935-м.  Зато он дважды запечатлел его врата.
Теперь чтобы сделать фотосравнения по ним, не нужно ехать в Тверь.  В сентябре 2008 г. я случайно обнаружил их в подвале Архитектурного музея им. Щусева в Москве:


Бывшая гостиница Пожарских в Торжке (1910 и 2010 гг.):


Оригинальное разрешение
С этой гостиницей долгое время (ошибочно) связывалось посещение Торжка А. С, Пушкиным. Поэтому Прокудин-Горский и запечатлел её. Тогда это заведение было гордостью города - с "электрическим театром" (кино) и модными "бутиками".
Историческое здание отреставрировали в начале 2000-х, сразу после чего оно сгорело при загадочных обстоятельствах. К 2010 г. это был наглядный символ городской разрухи (по истории гостиницы планирую специальный пост). Однако к весне 2013 г.  стены здания всё же отстроили заново, уже целиком из кирпича (или бетона?).

Сравнение с состоянием гостиницы в начале 1980-х гг.:


Вид с крепостного вала на г. Торжок. Видны церкви Св. Георгия и Успения Пресвятой Богородицы (1910 и 2010):


Оригинальное разрешение
Это типичнейшая для Торжка картина изменений за  последние 100 лет. Половина храмов обезглавлены, историческая фоновая застройка деградировала и наполовину уже погибла, всё жутко заросло лесом деревьями, как и во всех исторических городах России, Начинать восстановление городов надо с решительной вырубки этих зарослей, хотя многие, наверняка, будут против.

Общий вид на город с низкого берега реки Клязьмы в 1911 и 2009 гг.:


Посмотрите в оригинальном разрешении!
Точка съемки сейчас весьма труднодоступна, так как находится фактически за пределами города. Сюда заглядывают только рыбаки. Протока на переднем плане старого снимка давно засыпана и заросла лесом, так что пришлось снимать с нынешнего берега Клязьмы, ближе к холму. Главное изменение - огромный железобетонный мост-эстакада, воздвигнутый в 1958 г.

Хорошая сохранность многих фресок внутри Ростовского кремля позволяет на основе фотосравнений сделать интересные наблюдения.
Внутри церкви Спаса на Cенях в 1911 и в 2009 гг.:



Фрагмент того же снимка, который точность цветопередачи у Прокудина-Горского, хотя это не идеальный пример, т .к. фрески наверняка подновлялись за 100 лет (да и выдержку он делал гораздо больше):


Тщательное сравнение снимков Прокудина-Горского с современными обнаруживает утраты даже там, где ситуация кажется относительно благополучной. Например, в Суздале все уцелевшие старинные храмы давно взяты под тщательную охрану и постоянно реставрируются.
Однако посмотрите как деградировали за 100 лет изразцы на наружной стене собора в Преподобенском монастыре в 1912 и 2009 гг.:


Бородинские места, имеющие статус музея-заповедника, не производят удручающего впечатления при сравнении со снимками Прокудина-Горского. Кажется, что почти все памятники и храмы остались на своих местах и вполне ухожены.
Вот так, например, выглядела церковь Смоленской Божьей Матери в Бородино в 1911 и 2010 гг.:



Надо помнить при этом, что на современном снимке мы видим храм, отстроенный фактически заново в 1962 г. после разрушений военных времен:


Точно также многие другие части Бородинского мемораила прошли через годы разорения, гибели и затем постепенно восстанавливались, воссоздавались в виде реплик по старым чертежам и фотографиям.

В качестве примера такой реплики можно назвать сторожку в Спасо-Бородинском монастыре, где жила основательница монастыря Тучкова, на фото 1911 и 2010 г.:


После смерти Тучковой в ее доме, по благословению митрополита Филарета, все осталось так, как при ее жизни, и он стал фактически домом-музеем.
Во время Великой Отечественной войны сторожка сгорела. В 1984 г. началось ее восстановление. Теперь в воссозданном здании вновь открыт музей. Мне неизвестно, на основании каких источников определался цвет воссоздаваемого памятника, но вяглядит в целом весьма похоже.

Вид на деревню Ясная Поляна из поместья Льва Толстого в 1908 и 2009 гг.:


Высокое разрешение
В альбоме у Прокудина-Горского снимок был ошибочно подписан как "В Малороссии" и он до сих пор гуляет по Интернету под этим названием. Хотя ничего общего с малороссийским пейзажем тех времен на фото нет, разве что соломенные крыши.
Кстати, ели на первом снимке были посажены руками самого Толстого.

Помимо городов, Прокудин-Горский вообще много снимал деревню. Благодаря этому мы можем попытаться оценить изменения в облике русского села за последние 100 лет.
Вид д. Новинки на озеере Стерж близ истока Волги в 1910 и 2010 гг.:


Оригинальный размер
Эта деревня находится в одном из самых красивых и экологически чистых мест России, но историей этой, как десяткам тысяч других деревень, были предначертано вымирание. Сейчас здесь осталось совсем мало постоянных жителей, однако летом население существенно увеличивается за счёт дачников. Разрушенный в войну храм Стержского погоста стоит без надежд на восстановление.

Река Миасс в Челябинске в 1909 и на снимках Юрия Латышева 2010 и 2012 гг.:


От прежнего пейзажа уездного Челябинска в современном мегаполисе не осталось и следа. Храмы снесены в 1930-е, частная деревянная застройка постепенно ломалась вплоть до 1990-х гг., пока не исчезла вовсе.
Осенью 2011 г. был сооружен новый мост:

Наконец, самое раннее (из известных) цветное фото Москвы, на котором запечатлён Новоспасский монастырь в 1911 или 1912 году:


Фотосравнение с тем же видом в 2008 г.:


Этот снимок был сделан С. М. Прокудиным-Горским и опубликован в книге Васенко П. Г. «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича». Спб., 1913, вклейка между с. 20 и 21).
В коллекции Библиотеки Конгресса этого снимка нет, даже в виде контрольного отпечатка. Негатив, очевидно, остался в своё время в СССР вместе значительной частью прокудинского фотоархива.
Этот снимок был сделан в рамках проекта, посвященного 300-летию дома Романовых, т. к. данный монастырь являлся родовой усыпальницей бояр Романовых. Проект осуществлялся в 1911-1912 гг.
Делал ли Прокудин-Горский другие видовые снимки Москвы - до сих пор не известно. По идее, он должен был снять Кремль. Вот в самом Кремле он точно снимал.

Полную подборку постов по этой теме можно найти в нашем журнале, кликнув по тэгу Фотосравнения


история России, перепост, было-стало, Прокудин-Горский, Россия, фотографы

Previous post Next post
Up