Теплоход "Сестрорецк"

Jul 27, 2012 13:11

Давно уже занимаюсь сканированием старых фотопленок, которые я нашел на чердаке нашего старого дома в Кирове.
На одной из пленок запечатлены проводы теплохода с названием "Сестрорецк" с норвежской делегации с Фестиваля в Москве 1957.


Мне стало любопытно, что это за судно и какова его судьба?

В книге «Мурманске морское пароходство: 1939-2009 гг» В.П.Семёнова нашёл информацию по нему.
Оказалось - корабль был построен в 1912 году на судоверфи " Stettiner Oderwerke AG " г. Штеттин ( Германия ) под именем "Prinzessin Sophie Charlotte"


фото с сайта

Судьба его оказалась сложной, название менялось четыре раза.
Первое переименование носило политический характер, и "Принцесса София Шарлотта" стала "Пруссией" ( "Preussen" ) .
Интересно, что "Пруссия" была вторым "философским пароходом" на котором 16 ноября 1922 года отправились в изгнание из Петрограда в Штеттин 17 высланных российских ученых и мыслителей.



После перелома во второй мировой войне в пользу СССР пассажирское судно "Пруссия" по указанию Гебельса переименовали в "Polaris".
После окончания войны "Поларис" стал трофеем Советского Союза и получил свое новое название - "Сестрорецк". Пароход перегнали в Ленинград, и уже в мае 1945 года он вошел в строй Балтийского торгового флота.


Торжественные проводы норвежской делегации в Мурманском порту.
"Сестрорецк" стал одним из первых пассажирских судов, которые совершали рейсы между Ленинградом и портами Западной Европы.
В 1946 году судно работало на линиях Ленинград - Хельсинки - Стокгольм и Ленинград - Лондон.
Но первый заграничный рейс "Сестрорецка" был не совсем обычным.
Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях И.Т. Твардовский: " В том, что по окончанию ВОВ большое количество соотечественников находилось на чужбине по Европам и Америкам, не было секрета.
К осени 1945 года в шведских газетах появились сообщения, что правительство СССР потребовало от Швеции выдачи какой-то части советских граждан из прибалтийских республик.
Требования касались конкретных лиц, названых в документах по именам и фамилиям.
Вот в шведский порт для вывоза указанного контингента граждан и был направлен в первый заграничный рейс пароход "Сестрорецк" ".


В 1952 году "Сестрорецк" был передан в Мурманское морское пароходство, где работал на линиях Мурманск - Озерко, Мурманск -Териберка, Мурманск - Йоканьга.
Летом судно ходило из Мурманска до Архангельска, обслуживая побережье Кольского полуострова.
Неоднократно "Сестрорецк" посещал и Шпицберген, доставляя туда шахтеров "Арктикугля".
Свою работу в составе пассажирского флота ММП этот удивительный теплоход закончил в виде плавказармы для подводников.
Так решилась его дальнейшая судьба.

старое фото, Мурманск, фотоархеология, старая плёнка, культурный слой, кораблик

Previous post Next post
Up