Ещё в далёком 2005 году впервые услышал про него.
Не прошло и десяти лет, как я приехал в Паролу.
Музей из разряда must see, в смысле побывать там нужно обязательно, каждому кто интересуется БТТ.
От Кронштадта до музея ехать около четырёх с половиной часов, ну и ещё на границу ушло около получаса (повезло).
Что бы детально осмотреть музей достаточно трёх-четырёх часов-музей небольшой.
Как добраться-стоимость-режим работы можно узнать на официальном
сайте.
На кассе сидит русскоговорящий дядька с неплохим чувством юмора.
Собственно подробных обзоров музея в сети хватает, например
вот и вот.
По-этому смысла делать большой обзор не вижу - расскажу в общих чертах и покажу экспонаты, которые меня заинтересовали-фотографий будет немного...
Да, кого я обманываю фоток получилось много трудно выбрать самое-самое!
Перед поворотом к музею стоит Леопард.
На схеме видно, что музей не очень большой.
Не большой, но интересный, хотел уложиться в один пост, но видимо не получится.
Перед входом в музей стоит несколько машин, которые можно посмотреть забесплатно)))
Например, останки британского танка Comet MkI Model B.Такие танки использовались в финской армии в 60-х гг.
Данная машина использовалась в качестве мишени на полигоне Лахти.
Танк Sherman M4 A3, в 1989 году был выменян у немцев на Stug
МТУ-20, на базе танка Т-55.
Чуть дальше стоял БМП-1(на ходу), а дальше под навесом МТ-ЛБ в него можно было залезть.
Кстати, хочу отметить, что на многие экспонаты можно подняться.
Далее пройдя в первый павильон(на схеме он за номером 5) и купив билеты мы попал в бронетанковый рай!
Билет выглядит так, это даже не билет, а просто кассовый чек.
При входе нас встречает первенец финских БТВ Renault FT.
На табличке отмечено, что танк попал в музей 1961 году и это единственный сохранившийся в Финляндии образец.
Справа два советских танка и финская БТР.
Т-54, за ним Т-72, а дальше Patria AMV
Слева от танка Рено стоят танкетка Vickers-Carden-Loyd Mk VI далее Vickers-Armstrong 6-ton, Type E, сзади него стоит Т-26 образца 1937, а со свастиками на бороне это советская БА-20.
Т-26 поближе, считается самой комплектной машиной этого образца, на ходу.
Ну и прародитель Т-26-британский Vickers-Armstrong 6-ton, Type E, сами бриты его на вооружение не приняли, но много кому поставляли.
А это уникальный экспонат, единственная сохранившаяся пушка от первых Виккерсов, случайно была найдена на одном из военных складов.
По условиям контракта Виккерсы поступали в Финляндию без вооружения, средств связи и прицелов.
Но, как я понял, из описания первые экземпляры пришедшие для тестирования, были снабжены такими пушками снятыми с Renault FT
Ба-10, считается единственным сохранившимся экземпляром, машина на ходу.
Сфотографировал
внутренности.
Ба-20, машина тоже на ходу.
Так выглядит зал из люка Patria AMV, в неё можно залезть и посидеть.
А вот и собственно Patria AMV, огромная штуковина, значительно выше советских танков.
Рядом с ней White Half-track car Mk 2, на ходу.
Собрана из частей разных машин, в основе компоненты хаф-трака действительно участвовавшего в высадке в Нормандии.
Легендарная Т-34-76, финны прозвали его Sotka в честь птицы гоголь.
Считается, что танк на ходу, но с момента постановки танка в павильон в 1961-м, ни разу не выезжал.
Финские Штуги-это тема для отдельного
исследования)))
Это StuG III Ausf. G (он же - StuG 40 Ausf.G) с регистрационным номером Ps 531-45, поставленная в Финляндию из Германии в 1944-м.
Рядом ещё один
Уф, по первому павильону вроде всё, теперь несколько фотографий с уличной экспозиции.
Опять Patria AMV 8х8 AMOS-это гранатомётная машина.
Это броневик SISU был изготовлен по заказу полиции и прослужил до 50-х гг.
Затем из него сделали автокран, потом треснула рама и совсем отстранили от работы.
Восстановили её в 1997 году.
Колёса взяты от советских пушек.
Машина внутри абсолютно пустая.
Далее идут две машины не состоявшие на вооружении финской армии.
Это британские Humber "PIG"
и Dimler Ferret Mk 2/3.
Такие машины использовались финским контингентом UN на Кипре в 1964-1966 гг.
Получены из Британии в 1990 году в обмен на одну из Stug.
Сначала машины хотели окрасить в цвета тех машин, что использовались на Кипре, но потом забили на это дело и оставил всё, как есть.
Сиротливо стоит "тренировочная труба"-относится к тренировочному оборудованию Т-55, для движения под водой..
И находящийся в процессе реставрации тягач Sd. Kfz. FAMO.
Было поставлено в Финляндию два таких тягача в 1944 году, вместе со Штугами, этот единственный сохранившийся.
Где-то в Фейсбуке видел группу посвященную этому тягачу с фотографиями процесса реставрации.
Это я в общих чертах описал первый павильон и небольшую площадку музея, впереди ещё две части, не расслабляйтесь)))